Ирина Петрова
Долгосрочный практико-ориентированный проект: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Петрова Ирина Владимировна,
Воспитатель, высшая категория
Содержание
Пояснительная записка
1. Теоретическое обоснование проекта
3. Заключительный этап
Список используемой литературы
Пояснительная записка
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Публикация «Долгосрочный практико-ориентированный проект: „Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- ТРИЗ. Проекты
- Темочки
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление не литературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Работая по традиционной методики обучения речи, отметила, что речь и рассказы детей бедны, не выразительны, лексический запас слов мал. Но главной трудностью является то, что ребенок не сам строит рассказ, а чаще повторяет услышанное за детьми или взрослым, этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, дети начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но и на занятиях. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
Актуальность выделенной проблемы обозначила выбор темы моей работы: «Использование приемов ТРИЗ технологии в развитии речи дошкольников»
Определившись с темой, поставила перед собой цель: развитие речи дошкольников с помощью использования приемов ТРИЗ технологии.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта;
- использовать разнообразные приемы технологии ТРИЗ в развитии речи у дошкольников;
- создать предметно-развивающую среду (картотеки, дидактические игры и материал);
- активизировать творческие и мыслительные процессы детей; находить свое решение проблемы;
- учить детей творческой фантазии, выражая ее в различных видах детской деятельности - игровой, речевой, художественном творчестве;
- способствовать развитию образности и выразительности речи, творческой речевой активности при создании собственных загадок, сказок;
- закреплять и развивать словарный запас у детей;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
- воспитывать у детей интерес к процессу познания;
- воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
Гипотеза: предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Новизна проекта состоит в комбинации элементов известных методик, направленных на разработку новых средств и правил их применения, постановку и решение новых педагогических задач. Использование адаптированных к дошкольному возрасту методов ТРИЗ технологий позволяет формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия. Доступные образы, действия, понятия дети легко выражают в активной речи.
Ожидаемый результат использования методов и приемов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников:
- активизация познавательной деятельности детей;
- детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
- у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
- речь детей становится более образной, выразительной;
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
1. Теоретическое обоснование проекта
ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:
- Метод маленьких человечков (ММЧ)
- Метод «мозговой штурм» (МШ)
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Фантазирование
- Системный оператор (надсистема, подсистема)
- Страна загадок
- Противоречия и другие
Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
Элементы ТРИЗ - технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
Работу по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии веду поэтапно:
1. Подводим детей к проблеме многофункционального использования объекта.
Например: Как можно использовать предмет – стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
2. Выявление и разрешение противоречий. Далее с детьми выявляем противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.
3. Сочинение загадок.
4. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
5. На последнем этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации.
Применяя технологию ТРИЗ, я стремлюсь создать условия, направленные на максимальное напряжение сил ребенком. Так как я считаю, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добирается «до потолка своих возможностей» и постепенно поднимает потолок все выше и выше.
За основу своего педагогического проекта я взяла результаты эксперимента Белорусской Ассоциацией ТРИЗ и Лаборатории образовательных технологий А. А. Гина, проводимого на протяжении четырех лет в ряде детских садов города Гомеля. Кроме того, я использовала методику ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы Т. В. Владимировой «Шаг в неизвестность», методическое пособие А. В. Корзун «Веселая дидактика», а так же труды ведущих специалистов в области ТРИЗ-педагогики С. И. Гин, Т. А. Сидорчук, А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковской, Н. Н. Хоменко.
2. Проектная часть
Реализовывать проект планируется в три этапа:
I – организационный
II – планирование деятельности
III –промежуточный, заключительный.
Участники: дети, педагоги, родители.
Сроки: ноябрь 2016 г. – май 2018 г.
1 год обучения, старшая группа (Таблица 1)
Таблица 1.
1 этап. Организационный (НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ)
Изучение специальной педагогической литературы, содержание ТРИЗ-технологии, выбор подходов, методов работы к реализации проекта.
Проведение педагогической диагностики.
Разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у детей.
Создание развивающей среды.
2 этап. Планирование деятельности (ЯНВАРЬ-АПРЕЛЬ)[/b]
Работа с детьми:
- игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;
- развлечения, игровые тренинги;
- сочинение загадок, рифмовок;
- обогащение и пополнение среды для самостоятельной деятельности;
- самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные;
- занятия с элементами ТРИЗ технолгии.
Работа с родителями:
- консультирование, беды о технологии ТРИЗ;
- распространение буклетов с информацией о технологии ТРИЗ;
- развлечения, игровые тренинги;
- сочинение загадок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.
Распространение опыта среди педагогов :
- консультирование, мастер-класс
январь – апрель
3 этап
Заключительный[/b] (СЕНТЯБРЬ, МАЙ)
- Обследование детей, сравнительный анализ;
- отчетная реализация проекта (презентация)
2 год обучения (подготовительная группа, 6-7лет)
Реализовывать проект планируется также в три этапа (Таблица 3)
Таблица 3
1 этап. Организационный.
Пополнение, дополнение информации специальной педагогической литературы, содержание ТРИЗ-технологии, выбор подходов, методов работы к реализации проекта.
В течение всего учебного года
2 этап. Практический (ОКТЯБРЬ-АПРЕЛЬ)
Работа с детьми:
- игровые упражнения, игры-говоломки, сочинение загадок и сказок;
- игры с элементами ТРИЗ;
- НОД с ТРИЗ технологиями;
- обогащение среды, развивающие центры для самостоятельной деятельности;
- самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.
Работа с родителями :
- консультирование, беды о технологии ТРИЗ;
- распространение буклетов с информацией о технологии ТРИЗ;
- развлечения, игровые тренинги;
- сочинение сказок совместно с детьми по технологии ТРИЗ.
Распространение опыта среди педагогов :
-консультирование, мастер-класс, выступление на педагогической конференции, семинарах
3 этап. Заключительный.
- промежуточная и итоговая диагностика, сравнительный анализ;
- отчетная реализация проекта (презентация). сентябрь, май
Заключительный этап
В старшей группе октябре и мае мною была проведена сравнительная диагностика уровня развития речи детей.
Критерии оценивания за основные показатели развития речи авторов О. Н. Сомкова, З. В. Бадакова, И. В. Яблоновская:
- точно употребляет слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- умеет подбирать к существительным несколько прилагательных;
-умеет объединять предметы в группы на основе существенных признаков, пользуется обобщающими словами и понятиями;
- участвует активно в беседе;
- умеет аргументировать свой ответ, других детей;
- составляет рассказы по образцу, сюжетной картине;
- соблюдает логику изложения, пользуется эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности.
- называет любимые сказки, различает основные жанры произведения;
- наблюдается выразительность речи, творческая речевая активность.
Результаты проведенной диагностики в старшей группе и данные уровня развития познавательной активности приведены в таблице 5.
Таблица 5.
уровень Н. г. К. г. коэффициент изменения
высокий - - -
средний 47% 86,5% -39,5%
низкий 53% 13,5% -39,5%
Как показывает опыт проведенной работы, приемы ТРИЗ технологии являются эффективными в развитии речи детей. Дети учились составлять загадки, рифмовки, небылицы, их ответы стали более инициативны, у многих пропало чувство скованности, неуверенности в своих ответах, дети стали больше проявлять свою индивидуальность, нестандартность в ответах, речь стала более выразительна, логична, интересна.