Анна Поливанова
Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога.
Наше ДОУ посещает 54 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (5 детей-инвалидов). Среди них есть дети с синдромом Дауна, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога» размещена в разделах
Для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем ДОУ ведется коррекционная работа. В коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога мы начали использовать элементы метода сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция - это терапевтический метод, направленный на работу с телом ребенка.
Какие задачи решает метод сенсорной интеграции?
• развивать и совершенствовать разные виды восприятия, обогащать чувственный опыт детей
• формировать праксис позы (осознание ребенком положения собственного тела в пространстве)
• развивать крупную и мелкую моторику
• стабилизировать эмоциональное состояние (снижать беспокойство, тревожность, вызывать положительные эмоции)
• корректировать поведение (позволяет детям учиться осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, т. е. формировать адаптивный ответ)
1. "Волшебный чулок".
Многим нашим воспитанникам сложно контролировать положение своего тела, стоять неподвижно например. Для развития самоконтроля мы используем хорошо известную всем игру "Море волнуется раз", только играем мы в чулках. Волшебный чулок помогает формировать праксис позы. Терапевтический эффект обеспечивается за счет достаточного натяжения ткани, за счет тех усилий, который прилагает ребенок, растягивая чулок. Важно, чтобы чулок был короче самого ребенка. При натяжении ткани, тело получает дополнительную нагрузку на проприоцепцию. Ребенок учиться чувствовать свое тело и контролировать его.
2. "Яйцо"
Яйцо помогает ребенку прочувствовать границы своего тела, научиться им владеть, снять напряжение и стресс. Стимуляция вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы, получаемая в Яйце, дает нервной системе необходимую “пищу” для строительства базовых представлений о мире и себе в нем.
3. Утяжеленное одеяло
Это одеяло с гречишной лузгой внутри. Вес детского одеяла - 2 кг 700 гр. (для взрослых - 9 кг 700 гр.)
Мы его применяем во время дневного сна и на занятиях.
Спать под таким одеялом — очень приятно и спокойно: ощущаешь себя в прочном коконе, абсолютно защищенным и безмятежным.
Утяжеленное одеяло можно использовать и на занятиях. Игра "Черепаха". Дети ложатся на пол, мы их укрываем одеялом, и они собирают мягкие шарики. Эта игра помогает стимулировать мышечную систему, способствует двигательному развитию. Детям, у которых есть гипертонус, снимает напряжение, мышечные зажимы, происходит релаксация. У детей с гипотонусом, слабыми мышцами - активизирует нервную систему, помогает почувствовать свое тело.
Из нашего опыта работы могу сказать, что после проведения занятий по сенсорной интеграции мы заметили положительные изменения у наших воспитанников: улучшились концентрация и способность выполнять несколько задач одновременно, регуляция тонуса и равновесия, координация положения тела и движений и показатели развития мелкой моторики.