Кондрахина Елена
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование состоит из следующих этапов:
1. Усвоение и анализ сенсорного материала.
2. Перевод его на знаково-символический язык.
3. Работа с моделью.
Публикация «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников» размещена в разделах
Формирование навыков наглядного моделирования, то есть овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников.
Различают три типа таких действий.
К первому типу относятся действия замещения, когда один реальный предмет заменяется другим предметом, игрушкой или картинкой. В дальнейшем в качестве заместителей выступают условные обозначения, то есть происходит знакомство с графическим способом представления информации.
Второй тип действий - использование самих моделей. В этом случае модель дает взрослый в готовом виде, а задача ребенка - дешифровать модель и с ее помощью решить познавательную задачу. Для этого необходимо за каждым элементом модели видеть ту действительность, которую он замещает. Постепенно дети переходят к использованию моделей все более сложного содержания.
Третьим, самым сложным типом наглядного моделирования является построение модели, осуществляемой самим ребенком. Она строится по наличной ситуации на основе анализа.
Изменяются не только выполняемые детьми действия, но и сам тип моделей. Изначально они носят "иконический" характер, то есть отражают внешние особенности моделируемых объектов, похожи на них. В дальнейшем дети переходят к условно-символическому изображению отношений между объектами.