Получи документы

Использование малых форм фольклора в развитии выразительности речи в работе с детьми 6 года жизни с ОНР

Светлана Бельская
Использование малых форм фольклора в развитии выразительности речи в работе с детьми 6 года жизни с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста

и потому самый занимательный, чем тот, который

связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости

детской народной массы. Это – детский фольклор»

Г. С. Виноградов

(крупнейший исследователь детского фольклора)

Публикация «Использование малых форм фольклора в развитии выразительности речи в работе с детьми 6 года жизни с ОНР» размещена в разделах

Речь как языковое явление, рассматривается в современном языкознании в качестве коммуникации, как объемное, быстродействующее средство для общения между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него информацию. Для точного выражения смысла высказывания необходимо уметь использовать интонацию в речи. Поэтому, развивая речь, необходимо формировать ее интонационную выразительность.

Проблема развития выразительности речи детей нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Льва Семёновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна) и педагогов (Анны Михайловны Леушиной, Феликса Алексеевича Сохина). Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности.

До настоящего времени не решё н ряд вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования детьми 6 года жизни с общим недоразвитием речи; каким образом можно обеспечить широкое практикование речи детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.

Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение.

Речь – это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. [1].

Лев Семёнович Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром. [1].

Выразительность речи – это качество звучащей речи, позволяющее с помощью различных средств, придать голосу эмоциональную окраску, способность передавать голосом определённые чувства, так отмечал в своей работе автор пособия «Выразительность речи и чтения» Борис Степанович Найденов. [2].

Выразительность является результатом активного отношения говорящего к своей речи. Этот источник выразительности звучащей речи Борис Степанович Найденов (автор пособия «Выразительность речи и чтения») определил, как «увлечённость говорящего».

Средствами выразительности речи является умение внятно выражать свои мысли и чувства; владение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя. [2].

Елена Андреевна Брызгунова (российский лингвист, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) определяет интонацию как «звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, вопрос) и передают отношение к высказываемому» [3].

Рассмотрим основные характеристики интонационной выразительности :

Просодика – сложный комплекс элементов, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоции» [3].

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы» [3].

Сила голоса – произнесение звуков, фраз с различной громкостью [4]. Служит для выделения какой-либо части высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интонации в оформлении высказывания связывают с ударением. Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное ударение, т. е. выделение с помощью фонетических средств одного из слогов, слова, которое достигается усилением артикуляции ударного слова. Но также есть смысловое и логическое ударение» и они друг от друга отличаются только тем, что смысловое связанно с синтаксической структурой языка, местом в фразе, выражая различные оттенки мысли [4].

Темп речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающее степень её артикуляторной и слуховой напряженности. Темп как длительность представляет собой скорость произнесения определённых отрезков речи и взаимосвязан с содержанием высказывания, эмоциональным состоянием говорящего, зависит от стиля произношения [5].

Как отмечает Лев Владимирович Щерба (русский и советский лингвист, ритм «служит основой эстетической организации художественного текста – стихотворного и прозаического. Ритмическая организация речевого потока тесно связана с темпом. Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания; во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, соотносится со смыслом, т. е. управляется интеллектуально [6].

Тембр – окраска, качество звука. Вопрос о включении тембра в компонент интонации в современной лингвистике считается спорным. Тембр произнесения рассматривается интонологами неоднозначно и определяется как специфическое и, относительно, постоянная окраска голоса. В это понятие обычно включают значение звучность, имеется в виду частота, яркость звучания» [3]. Разные исследователи выделяли различные виды тембра: Елена Андреевна Брызгунова (российский лингвист, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) описывает в своих работах шесть видов тембра : индивидуальный, эмоциональный, тембр сценического образа, образный тембр чтеца, подчёркивание гласных, фонетический тембр.

Николай Иванович Жинкин (советский лингвист и психолог, действительный член Академии художественных наук) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности можно свести к двум основным: интонационный (семантический) тембр и неинтонационный (асемантический) тембр» [3].

Логическое ударение – интонационное средство; выделение, какого – либо слова в предложении интонацией; слова произносятся раздельно, длительно, громко [8]. Для логического ударения важна физиологическая составляющая, т. е. дыхательная система, гортань, периферические формы речевого аппарата. Так как от логического ударения зависит смысл высказывания, то общий механизм управления им относится к довольно высоким уровням синтеза речевых программ [8].

При оформлении речевого высказывания большое значение имеет пауза. Пауза – это перерыв в звучании речи, при этом акустическим коррелятором является падение интенсивности голоса до нуля. А физиологически – перерыв в работе органов артикуляции. Пауза служит средством отделения одной синтаксической единицы от другой. Характер паузирования определяется местом возникновения пауз и их продолжительностью [8].

Дикция  — четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего. [8].

Все эти характеристики – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.

Ольга Евгеньевна Грибова (профессор кафедры логопедии, кандидат педагогических наук) исследовала особенности интонационной стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. Выявленные интонационные нарушения характеризовались рядом особенностей: нечётким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической стороны речи в сторону её убыстрения или замедления. У детей данной категории наблюдаются не

только трудности мелодического и временного оформления высказываний в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия интонации. По наблюдениям исследователя дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в вербальной интерпретации результатов опознания как контрастных (радость и печаль, одобрение и осуждение, так и сходных коннотативных значений интонационных рисунков высказываний (жалоба и грусть, приказ и просьба, радость и гордость) [9].

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его акцент на традиции и ориентация на устный способ передачи информации.

Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи, – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки [10].

Малые фольклорные формы – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Потешки – это весёлые стишки. Раньше, в старину наши мама, бабушки пели для своих детей или внуков весёлые песенки-стишки.

Считалки – это как правило, небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.

Колыбельные песни – это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка.

Загадка – это также жанр устного народного творчества, которое нуждается в разгадке. Это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, какой он.

Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов.

Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение.

Скороговорка - это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. [10].

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) малые фольклорные формы передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Для выявления уровня развития выразительности речи детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи были использованы диагностики автора Лазаренко Ольги Ивановны.

Диагностики выявили, что дети 6 года жизни с общим недоразвитием речи не понимают смысл читаемого, не понимают, о чём идёт речь, не умеют выделить голосом нужное слово, не могут произнести предложение с интонациями, не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм, не могут самостоятельно прохлопать ритм, неправильно определяют ритмический рисунок стихотворений и не могут вставить слово по смыслу, могут посчитать от 1 до 10, но не произнесли в медленном темпе, но смогли произнести в среднем, заканчивая в быстром темпе, смогли сказать только про одно стихотворение и в каком темпе его нужно читать.

После проведения первичного диагностирования была продумана и проведена система работы на развитие выразительности речи с детьми 6 года жизни с общим недоразвитием речи опираясь на малые формы фольклора : детям было предложено послушать считалочку: «За стеклянными горами!». После прослушивания, с детьми обсудили «Почему считалочку произносим радостно, с восклицательной интонацией?», и пришли к выводу, что произносим с такой интонацией, потому что настраиваемся на игру, выбирая водящего, или устанавливая очерёдность в игре. Вместе с детьми повторили считалочку сначала с повествовательной, затем с восклицательной, вопросительной интонациями.

При работе над колыбельной песней детям было предложено послушать колыбельную песню: «Вот и звери спят!». После прослушивания, с детьми обсудили «Почему колыбельную песню поём нежным голосом, тихо, медленно, с ласковой интонацией?», и пришли к выводу, что произносим с такой интонацией, потому что мы так выражаем нежную эмоцию, чётко произнося все слова, все звуки, соблюдая все паузы. Вместе с детьми повторили колыбельную песню с ласковым, нежным голосом.

При работе над потешкой детям было предложено послушать потешку: «Ай, радуга - дуга». После прослушивания, с детьми обсудили «Почему потешку про радугу произносим весело, радостно и с улыбкой?» и пришли к выводу, что произносим с такой интонацией, потому что так мы выражаем своё отношение к такому явлению природы, как радуга. Вместе с детьми повторили потешку сначала с повествовательной, затем с восклицательной, вопросительной интонациями.

Большой восторг у детей вызвала хороводная игра «Теремок», где каждого героя интонационно нужно было выделить: мышка (быстрая, громкая, писклявая интонация); лягушка (говорит ниже, нараспев медленно, с остановкой. Разговор спокойный, рассудительный); зайчик (с опаской, удивленно потому что зайчик трусливый); волк (низкий, грубый); лисичка (хитрый, жалобный, ласковый тон); медведь (большой, неуклюжий, никого не боится, ведёт себя уверено, говорит низко, неторопливо).

После проведённой работы были проведены повторные диагностики, которые позволили сказать о наметившихся улучшениях в развитии выразительности речи у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи : они понимают смысл читаемого, но не могут выделить голосом нужное слово, не могут произнести предложение с интонацией удивления, могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм, не могут самостоятельно прохлопать ритм, неправильно определяют ритмический рисунок стихотворений, не могут вставить слово по смыслу, посчитали от 1 до 10, но не произнесли в медленном темпе, но смогли произнести в среднем, заканчивая в быстром темпе, смогли сказать про два стихотворения и в каком темпе стихотворения нужно читать.

А так как работа показывает наметивший результат то можно сказать о методических рекомендациях и в статье представлены методические рекомендации для развития выразительности речи детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи используя малые формы фольклора.

Методические рекомендации: «Что поможет сделать речь ребенка выразительной

1. Чтение и слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос ( Сказки: «Колобок»; «Теремок»; «Каша из топора»; «Маша и медведь»; «Царевна-лягушка»)

2. Читать фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; прослеживая, как изменяется смысл фразы (фраза «Мы с мамой пойдём в лес»)

3. Чтение пословиц, поговорок, выделяя голосом главные по смыслу слова, не забывая следить за ударением, паузами, чёткостью дикции. ( Пословицы: «Что посеешь, то и пожнёшь»; «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»; поговорки: «Не рой яму другому – сам в неё попадёшь»; «Тише едешь – дальше будешь»)

4. Чтение вслух стихотворений (или подбор прозаических текстов, выделяя голосом главные по смыслу слова и словосочетания, а также следить за соблюдением пауз, чёткостью произнесения всех звуков в каждом слове. ( Прозаический текст: «Кискино облако»; «Черепашонок Гого»; «Сеня, Рождество и доброта»)

5. По эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место по праву принадлежит театрализованной деятельности.

6. Воспитатели и родители должны следить за своей речью, её выразительностью, интонациями, ударениями, темпом, чёткой дикцией.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.

2. Найденов, Борис Степанович.  Выразительность  речи и чтения : пособие для учителей / Б. С.  Найденов. - Москва: Просвещение, 1969.

3. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] / Е. А. Брызгунова – М. : Русский язык, 1977. – 176-187 с.

4. Алмазова, E.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. [Текст] / Е. С. Алмазова – М. : Сфера, 2003. – 189 с.

5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. – 4-е изд., перераб. [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

6. Швачкин, Н. Х. Развитие первых слов ребенка [Текст] / Н. Х. Швачкин. – М. : НПО «МОДЭК», 2001. – 138 с.

7. Матвеева, Г. А. Формирование выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Г. А. Матвеева // Магистерская диссертация. – 2017.

8. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 114с.

9. Соколова, А. С. Теоретические основы интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / А. С. Соколова // Публикация: Новокузнецк: 2017.

10. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. – М. : 1981.

11. Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 43-45.

12. Шеенко, И. И. Развитие образных средств речи у старших дошкольников в процессе использования малых фольклорных жанров : выпускная квалификационная работа / И. И. Шеенко. – Белгород, 2019. – 51 c.

13. Югринова, Г. А. Устное народное творчество как средство формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня / Г. А. Югринова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект. – Уфа, 2018. - C. 112-115

Публикации по теме:

Использование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьмиИспользование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьми Меня зовут Манникова Инна Анатольевна, я – учитель логопед. Сегодня я вас познакомлю с многофункциональным логопедическим пособием «Играйка».

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм»Фотоотчёт о родительском собрании «Развитие речи ребёнка с помощью малых фольклорных форм» Я думаю что и в наше время эта тема актуальна! Как хотелось бы, чтобы наши дети пели русские детские песенки, рассказывали сказки, потешки.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года»Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка»Пособие по развитию речи посредством малых фольклорных форм «Бабушка-говорушка» «Бабушка-говорушка». Пособие: Цель: развитие слухового внимания и понимания речи, снятие эмоционального напряжения. Задачи: формирование.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых форм фольклора в развитии выразительности речи в работе с детьми 6 года жизни с ОНР
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 17:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых форм фольклора в развитии выразительности речи в работе с детьми 6 года жизни с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бельская (УИ 2159858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД