Светлана Бельская
Использование малых форм фольклора в развитии выразительности речи в работе с детьми 6 года жизни с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста
и потому самый занимательный, чем тот, который
связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости
детской народной массы. Это – детский фольклор»
Г. С. Виноградов
(крупнейший исследователь детского фольклора)
Публикация «Использование малых форм фольклора в развитии выразительности речи в работе с детьми 6 года жизни с ОНР» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Речь как языковое явление, рассматривается в современном языкознании в качестве коммуникации, как объемное, быстродействующее средство для общения между людьми. Человек, живя в обществе, с помощью речи передает и получает необходимую для него информацию. Для точного выражения смысла высказывания необходимо уметь использовать интонацию в речи. Поэтому, развивая речь, необходимо формировать ее интонационную выразительность.
Проблема развития выразительности речи детей нашла отражение в трудах известных отечественных психологов (Льва Семёновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна) и педагогов (Анны Михайловны Леушиной, Феликса Алексеевича Сохина). Однако в педагогических работах рассматривались отдельные аспекты выразительности.
До настоящего времени не решё н ряд вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования детьми 6 года жизни с общим недоразвитием речи; каким образом можно обеспечить широкое практикование речи детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительность речи.
Несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой системы детей с общим недоразвитием речи оказывает отрицательное воздействие на развитие их связной речи и существенно влияет на речевое поведение.
Речь – это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. [1].
Лев Семёнович Выготский подчёркивал, что сущность процесса формирования индивида состоит в его постепенном вхождении в человеческую культуру посредством овладение особыми «орудиями ума». К ним, прежде всего, относятся язык и речь, которые всегда стоят между человеком и миром. [1].
Выразительность речи – это качество звучащей речи, позволяющее с помощью различных средств, придать голосу эмоциональную окраску, способность передавать голосом определённые чувства, так отмечал в своей работе автор пособия «Выразительность речи и чтения» Борис Степанович Найденов. [2].
Выразительность является результатом активного отношения говорящего к своей речи. Этот источник выразительности звучащей речи Борис Степанович Найденов (автор пособия «Выразительность речи и чтения») определил, как «увлечённость говорящего».
Средствами выразительности речи является умение внятно выражать свои мысли и чувства; владение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя. [2].
Елена Андреевна Брызгунова (российский лингвист, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) определяет интонацию как «звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, вопрос) и передают отношение к высказываемому» [3].
Рассмотрим основные характеристики интонационной выразительности :
Просодика – сложный комплекс элементов, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоции» [3].
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы» [3].
Сила голоса – произнесение звуков, фраз с различной громкостью [4]. Служит для выделения какой-либо части высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интонации в оформлении высказывания связывают с ударением. Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное ударение, т. е. выделение с помощью фонетических средств одного из слогов, слова, которое достигается усилением артикуляции ударного слова. Но также есть смысловое и логическое ударение» и они друг от друга отличаются только тем, что смысловое связанно с синтаксической структурой языка, местом в фразе, выражая различные оттенки мысли [4].
Темп речи – скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обусловливающее степень её артикуляторной и слуховой напряженности. Темп как длительность представляет собой скорость произнесения определённых отрезков речи и взаимосвязан с содержанием высказывания, эмоциональным состоянием говорящего, зависит от стиля произношения [5].
Как отмечает Лев Владимирович Щерба (русский и советский лингвист, ритм «служит основой эстетической организации художественного текста – стихотворного и прозаического. Ритмическая организация речевого потока тесно связана с темпом. Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания; во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, соотносится со смыслом, т. е. управляется интеллектуально [6].
Тембр – окраска, качество звука. Вопрос о включении тембра в компонент интонации в современной лингвистике считается спорным. Тембр произнесения рассматривается интонологами неоднозначно и определяется как специфическое и, относительно, постоянная окраска голоса. В это понятие обычно включают значение звучность, имеется в виду частота, яркость звучания» [3]. Разные исследователи выделяли различные виды тембра: Елена Андреевна Брызгунова (российский лингвист, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова) описывает в своих работах шесть видов тембра : индивидуальный, эмоциональный, тембр сценического образа, образный тембр чтеца, подчёркивание гласных, фонетический тембр.
Николай Иванович Жинкин (советский лингвист и психолог, действительный член Академии художественных наук) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности можно свести к двум основным: интонационный (семантический) тембр и неинтонационный (асемантический) тембр» [3].
Логическое ударение – интонационное средство; выделение, какого – либо слова в предложении интонацией; слова произносятся раздельно, длительно, громко [8]. Для логического ударения важна физиологическая составляющая, т. е. дыхательная система, гортань, периферические формы речевого аппарата. Так как от логического ударения зависит смысл высказывания, то общий механизм управления им относится к довольно высоким уровням синтеза речевых программ [8].
При оформлении речевого высказывания большое значение имеет пауза. Пауза – это перерыв в звучании речи, при этом акустическим коррелятором является падение интенсивности голоса до нуля. А физиологически – перерыв в работе органов артикуляции. Пауза служит средством отделения одной синтаксической единицы от другой. Характер паузирования определяется местом возникновения пауз и их продолжительностью [8].
Дикция — четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего. [8].
Все эти характеристики – звуковая оболочка речи и звучания, материальное воплощение содержания, смысла речи. Они взаимосвязаны и реально существуют в единстве.
Ольга Евгеньевна Грибова (профессор кафедры логопедии, кандидат педагогических наук) исследовала особенности интонационной стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. Выявленные интонационные нарушения характеризовались рядом особенностей: нечётким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической стороны речи в сторону её убыстрения или замедления. У детей данной категории наблюдаются не
только трудности мелодического и временного оформления высказываний в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия интонации. По наблюдениям исследователя дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в вербальной интерпретации результатов опознания как контрастных (радость и печаль, одобрение и осуждение, так и сходных коннотативных значений интонационных рисунков высказываний (жалоба и грусть, приказ и просьба, радость и гордость) [9].
Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его акцент на традиции и ориентация на устный способ передачи информации.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи, – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки [10].
Малые фольклорные формы – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.
Потешки – это весёлые стишки. Раньше, в старину наши мама, бабушки пели для своих детей или внуков весёлые песенки-стишки.
Считалки – это как правило, небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.
Колыбельные песни – это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка.
Загадка – это также жанр устного народного творчества, которое нуждается в разгадке. Это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, какой он.
Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов.
Поговорка — краткое высказывание, имеющее буквальное или образное значение.
Скороговорка - это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. [10].
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) малые фольклорные формы передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.
Для выявления уровня развития выразительности речи детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи были использованы диагностики автора Лазаренко Ольги Ивановны.
Диагностики выявили, что дети 6 года жизни с общим недоразвитием речи не понимают смысл читаемого, не понимают, о чём идёт речь, не умеют выделить голосом нужное слово, не могут произнести предложение с интонациями, не могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм, не могут самостоятельно прохлопать ритм, неправильно определяют ритмический рисунок стихотворений и не могут вставить слово по смыслу, могут посчитать от 1 до 10, но не произнесли в медленном темпе, но смогли произнести в среднем, заканчивая в быстром темпе, смогли сказать только про одно стихотворение и в каком темпе его нужно читать.
После проведения первичного диагностирования была продумана и проведена система работы на развитие выразительности речи с детьми 6 года жизни с общим недоразвитием речи опираясь на малые формы фольклора : детям было предложено послушать считалочку: «За стеклянными горами!». После прослушивания, с детьми обсудили «Почему считалочку произносим радостно, с восклицательной интонацией?», и пришли к выводу, что произносим с такой интонацией, потому что настраиваемся на игру, выбирая водящего, или устанавливая очерёдность в игре. Вместе с детьми повторили считалочку сначала с повествовательной, затем с восклицательной, вопросительной интонациями.
При работе над колыбельной песней детям было предложено послушать колыбельную песню: «Вот и звери спят!». После прослушивания, с детьми обсудили «Почему колыбельную песню поём нежным голосом, тихо, медленно, с ласковой интонацией?», и пришли к выводу, что произносим с такой интонацией, потому что мы так выражаем нежную эмоцию, чётко произнося все слова, все звуки, соблюдая все паузы. Вместе с детьми повторили колыбельную песню с ласковым, нежным голосом.
При работе над потешкой детям было предложено послушать потешку: «Ай, радуга - дуга». После прослушивания, с детьми обсудили «Почему потешку про радугу произносим весело, радостно и с улыбкой?» и пришли к выводу, что произносим с такой интонацией, потому что так мы выражаем своё отношение к такому явлению природы, как радуга. Вместе с детьми повторили потешку сначала с повествовательной, затем с восклицательной, вопросительной интонациями.
Большой восторг у детей вызвала хороводная игра «Теремок», где каждого героя интонационно нужно было выделить: мышка (быстрая, громкая, писклявая интонация); лягушка (говорит ниже, нараспев медленно, с остановкой. Разговор спокойный, рассудительный); зайчик (с опаской, удивленно потому что зайчик трусливый); волк (низкий, грубый); лисичка (хитрый, жалобный, ласковый тон); медведь (большой, неуклюжий, никого не боится, ведёт себя уверено, говорит низко, неторопливо).
После проведённой работы были проведены повторные диагностики, которые позволили сказать о наметившихся улучшениях в развитии выразительности речи у детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи : они понимают смысл читаемого, но не могут выделить голосом нужное слово, не могут произнести предложение с интонацией удивления, могут на слух определить, к какому тексту относится прохлопанный ритм, не могут самостоятельно прохлопать ритм, неправильно определяют ритмический рисунок стихотворений, не могут вставить слово по смыслу, посчитали от 1 до 10, но не произнесли в медленном темпе, но смогли произнести в среднем, заканчивая в быстром темпе, смогли сказать про два стихотворения и в каком темпе стихотворения нужно читать.
А так как работа показывает наметивший результат то можно сказать о методических рекомендациях и в статье представлены методические рекомендации для развития выразительности речи детей 6 года жизни с общим недоразвитием речи используя малые формы фольклора.
Методические рекомендации: «Что поможет сделать речь ребенка выразительной?»
1. Чтение и слушание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, подчеркивающими смысл фразы, хорошо модулированным голосом, так, чтобы каждый герой повествования имел свой узнаваемый голос ( Сказки: «Колобок»; «Теремок»; «Каша из топора»; «Маша и медведь»; «Царевна-лягушка»)
2. Читать фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; прослеживая, как изменяется смысл фразы (фраза «Мы с мамой пойдём в лес»)
3. Чтение пословиц, поговорок, выделяя голосом главные по смыслу слова, не забывая следить за ударением, паузами, чёткостью дикции. ( Пословицы: «Что посеешь, то и пожнёшь»; «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»; поговорки: «Не рой яму другому – сам в неё попадёшь»; «Тише едешь – дальше будешь»)
4. Чтение вслух стихотворений (или подбор прозаических текстов, выделяя голосом главные по смыслу слова и словосочетания, а также следить за соблюдением пауз, чёткостью произнесения всех звуков в каждом слове. ( Прозаический текст: «Кискино облако»; «Черепашонок Гого»; «Сеня, Рождество и доброта»)
5. По эстетической значимости и влиянию на выразительность речи и общее развитие ребенка почетное место по праву принадлежит театрализованной деятельности.
6. Воспитатели и родители должны следить за своей речью, её выразительностью, интонациями, ударениями, темпом, чёткой дикцией.
Литература
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. М. : Лабиринт, 1996. - 416 с.
2. Найденов, Борис Степанович. Выразительность речи и чтения : пособие для учителей / Б. С. Найденов. - Москва: Просвещение, 1969.
3. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи. [Текст] / Е. А. Брызгунова – М. : Русский язык, 1977. – 176-187 с.
4. Алмазова, E.С. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. [Текст] / Е. С. Алмазова – М. : Сфера, 2003. – 189 с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. – 4-е изд., перераб. [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
6. Швачкин, Н. Х. Развитие первых слов ребенка [Текст] / Н. Х. Швачкин. – М. : НПО «МОДЭК», 2001. – 138 с.
7. Матвеева, Г. А. Формирование выразительных средств речи у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Г. А. Матвеева // Магистерская диссертация. – 2017.
8. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 114с.
9. Соколова, А. С. Теоретические основы интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / А. С. Соколова // Публикация: Новокузнецк: 2017.
10. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева. – М. : 1981.
11. Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 43-45.
12. Шеенко, И. И. Развитие образных средств речи у старших дошкольников в процессе использования малых фольклорных жанров : выпускная квалификационная работа / И. И. Шеенко. – Белгород, 2019. – 51 c.
13. Югринова, Г. А. Устное народное творчество как средство формирования интонационной выразительности речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня / Г. А. Югринова // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект. – Уфа, 2018. - C. 112-115