Нина Михайловна Рахманина
Использование логоритмики в развитии музыкально-ритмического чувства у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 111»
«Использование логоритмики в развитии музыкально-ритмического чувства у детей дошкольного возраста»
Составила: Музыкальный руководитель
Рахманина Нина Михайловна
Г. Братск 2015
Публикация «Использование логоритмики в развитии музыкально-ритмического чувства у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Использование логоритмики в развитии музыкально-ритмического чувства детей дошкольного возраста.
(сообщение из опыта работы)
ПЛАН
1. Влияние ритма на становление движений.
2. Роль ритмики в физическом и эмоциональном развитии детей.
3. Использование логоритмики в коррекционных целях в работе с детьми.
4. Использование логоритмических упражнений в развитии музыкально-ритмического чувства детей дошкольного возраста.
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека.
Современные исследования доказали, что высокие корреляции языковой, музыкальной и художественной способностей могут быть связаны с тем, что в их основе лежит чувство ритма. В. В. Холмовская и К. В. Тарасова выдвинули предположение, что чувство ритма складывается в результате усвоения пространственных (в изобразительной деятельности) и временных (в музыкальной деятельности) ритмических структур под влиянием организации движений.
Ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов.
Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой, эмоциональной сферы личности, гармоничному, физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания, восприятия, памяти, выразительности движений; формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально- ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и тему музыкального произведения.
Уже давно доказана эффективность логопедической и фонетической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию. Современные исследования показывают, что использовать данные методики в оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных целях необходимо в массовых группах детского сада. Статистика свидетельствует о том, что почти в каждой группе около 60-65 % детей нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма.
Такой материал, как потешки, пестушки, стихи, пальчиковые игры, сопровождаемые простыми движениями головы, рук, ног, туловища воздействуют на нейродинамику коры головного мозга.
Но ритм – это не только умение отстукивать ритмический рисунок мелодии, он окружает человека повсюду. Ритмично бьется сердце, пульсирует кровь в организме, человек ритмично дышит, моргает, ходит, говорит. В определенном ритме день сменяет ночь, зима сменяет осень, весна – лето, ритмично стучат колеса поезда и т. д. И научить ребенка осваивать чувство ритма эффективнее и доступнее всего через ритм слова, стихотворную игру. Поэтому я использую в своей работе с детьми в развитии чувства ритма логоритмические упражнения. Соединяя движение со словом, ребенок учится вслушиваться в текст, понимать его, выполнять движения в ритм с текстом.
Работать начинаю с ясельной группы, используя простейшие потешки, пестушки, пальчиковые игры, песенки, пляски («Сорока», «Ладушки», «Ладушки ладошки», «Где же наши ручки»). Дети осваивают простейшие действия, движения ног, рук, пальчиков, головы, учатся координировать свои движения, связывать их со словом. Дети вслушиваются в речь педагога, стараются запомнить, проговорить текст вместе с педагогом, что способствует развитию речи. Такие игры вызывают у детей эмоциональные всплески, доставляют им большую радость от общения со взрослым на понятном для них речевом материале, и движений в соответствии с текстом. Работу с детьми планирую, основываясь на программы: «Ладушки», «Звук волшебник», методические пособия «Логоритмические занятия с детьми 3-7 лет» М. Ю. Картушиной,
«Фонетическая и логоритмическая ритмика в ДОУ» Н. В. Микляевой.
Для занятий с детьми изготовила дидактический материал: дидактические игры («Дружные пары», «Ритмическое лото», «Цветные дорожки», Музыкальный сундучок», «Ритмы осени», «Спой и простучи ритм», «Веселый оркестр», «Научи матрешек танцевать», ритмические палочки, кубики, самодельные инструменты – шумелки. К музыкально-речевым играм изготовила шапочки, элементы костюмов героев игр. Подобрала и составила картотеки «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Речевые игры для детей дошкольного возраста», «Пальчиковые игры», «Коммуникативные игры и танцы для детей дошкольного возраста», «Фонотека музыки к танцам и играм».
Все песенки обыгрываются с движениями, танцы - с речевым сопровождением («Шагают наши ножки», «Вот как мы умеем»… Дети учатся согласовывать движение со словом и музыкой, осваивают простой ритм движений (хлопки в ладоши, притопы, приседания и т. д.) В этом возрасте дети учатся координировать свои движения.
С младшей группы включаю ритмические двигательные игры, упражнения со словом, элементы дыхательной гимнастики, пальчиковые игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекломацию. Дети выполняют упражнения с четко выраженным ритмом по подражанию («Веселые ручки», «Ножками затопали», «Танец с платочками», «Где же наши ручки», «Зайки серые»). Малышам очень нравится играть с пальчиками («Ватрушки», «Хлебушек», «Смешные человечки», «Семья») С помощью ритмических игр («Снегири») учатся отхлопывать простой ритм со словом.
В средней группе работа ведется аналогично, с усложнениями. Дети учатся слышать ритм слова («простучи, как тебя зовут», «как зовут твою собачку», «простучи песенку по картинке», сначала детям трудно воспроизвести на слух ритм слова. Затем дети учатся проигрывать ритм слова на простейших инструментах («Музыканты», в музыкально-речевых играх («Сорока», «Ванечка») хороводах («Заинька», «Березонька», обыгрывают сказки: «Перчатки», «Семеро козлят на новый лад». Дети учатся выполнять все действия согласовывая музыку, слово и движение.
В среднем возрасте ребенок овладевает ориентировкой в пространстве, учится воспроизводить темп музыки и речи («Карусели», «паровоз»). Продолжает развиваться мелкая и общая моторика.
В старшем возрасте задания усложняются. Дети на слух определяют метрическую пульсацию, выполняют задания не по показу, а по словесной установке (шагают под звуки барабана, произнося: «па-па-па»,в такт ударов маршируют на месте, при более громком ударе в барабан произносят: «Стоп»). Большое удовольствие доставляют детям музыкально-ритмические игры («У оленя дом большой», «Ворон», «На поповой улице»). Коммуникативные игры и танцы побуждают детей выполнять действия совместно, в заданной последовательности и заданном ритме. Более сложными заданиями для детей является двигательное моделирование ритмического рисунка (короткие звуки – хлопать, длинные – топать).
Более сложными заданиями для детей является двигательное моделирование ритмических рисунков. Например, на четвертые длительности нот можно предложить полуприседания, на восьмые – хлопки руками.
В подготовительной группе дети могут не только воспроизводить ритм, но и сами импровизировать, придумывать свой ритм. Свою игру. Речевой материал они способны воспроизводить по строчкам, отрывкам.
Что такое за окном? (та-та-та-та-та-та-том?
Сразу в доме посветлело (та-та-та-та-та-та-та-та).
Это снег лежит ковром (та-та-та-та-та-та-том)
Самый первый, самый белый (та-та-та-та-та-та-та-та).
Задания постепенно усложняются: педагог проговаривает, дети на слух воспроизводят ритм, дети проговаривают, педагог воспроизводит, дети работают в парах, проговаривают текст, выполняют ритмичные движения, изображают игровые образы
В подготовительной работе для обучения игры на шумовых и ударных инструментах (ложках) используются разные приемы работы с детьми: отстукивать ритм по колену, по ладошке, держа руку параллельно колену; стучать по разным частям тела (колени, плечи, грудь); по ладошкам соседа; с закрытыми глазами и т. д. Дети учатся играть в оркестре, проигрывают сказки, в которых используют озвучивание, с помощью шумовых и ударных инструментов, импровизируют.
К концу года дети могут не только правильно передать ритм, соотнести его с музыкой и словом, но и эмоционально, артистично исполнить тот или иной образ, роль, движение, передать в движении характер музыки.
Через использование логоритмических упражнений можно решить множество важных проблем вопросов развития детей.
Используемая литература :
М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста»
И. А. Поварова «Коррекция заикания в играх и тренингах»
Н. В. Микляева «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ»