Любовь Абашева
«Роль логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста» (на примере реализации проекта «Поем, говорим, играем»)
▼ Скачать + Заказать документы
«Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В. А. Сухомлинский. «О воспитании» Москва, 1973г.
Публикация «„Роль логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста“ (на примере реализации проекта „Поем, говорим, играем“)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
В настоящее время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Одним из доступных и эффективных направлений образовательной деятельности, способствующих полноценному развитию личности ребёнка- дошкольника, является логоритмика. Как комплексная методика, включающая в себя интеграцию трё х образовательных областей таких как: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие через музыку, физическое развитие, логоритмика способствует не только преодолению и профилактике нарушения моторики и речевого недоразвития детей, но и создаёт благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.
Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Вот уже второй год мы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре работаем по проекту «Поем, говорим, играем», целью которого является преодоление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании с речью и музыкой.
Основные задачи проекта :
- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей в условиях дошкольной группы;
- создать условия для организации заньятий по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания и коррекции;
- разработать перспективный план проведения занятий по логоритмике, дидактические пособия.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Музыка используется для упорядочения темпа и
характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре
максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.
Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического упражнения.
Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками варьируется в зависимости от характера нарушений у детей. Общеразвивающие упражнения соответствуют возрастным особенностям детей.
Логоритмические занятия проводятся один раз в неделю в тесной связи с музыкальным руководителем, логопедом и инструктором по физической культуре. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы используются на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. На каждом занятии используется наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и т. п.); это переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.
Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей.
Данный проект рассчитан на четыре года.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
- сокращение количества детей с нарушениями звукопроизношения;
- создание перспективного плана работы для каждой возрастной группы;
-разработка рекомендаций для воспитателей по применению игр и упражнений на занятиях и в свободной деятельности с дошкольниками;
- создание базы дидактических материалов, коллекции нетрадиционных пособий;
- использование игр и упражнений родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей.
В заключении хочется отметить, что доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.