Приложение МААМ

«Роль логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста» (на примере реализации проекта «Поем, говорим, играем»)

Любовь Абашева
«Роль логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста» (на примере реализации проекта «Поем, говорим, играем»)
▼ Скачать + Заказать документы

«Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребенок, очарованный красотой полей, мерцанием звезд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа. Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский. «О воспитании» Москва, 1973г.

Публикация «„Роль логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста“ (на примере реализации проекта „Поем, говорим, играем“)» размещена в разделах

В настоящее время, затрагивая любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Одним из доступных и эффективных направлений образовательной деятельности, способствующих полноценному развитию личности ребёнка- дошкольника, является логоритмика. Как комплексная методика, включающая в себя интеграцию трё х образовательных областей таких как: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие через музыку, физическое развитие, логоритмика способствует не только преодолению и профилактике нарушения моторики и речевого недоразвития детей, но и создаёт благоприятную атмосферу для усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Вот уже второй год мы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре работаем по проекту «Поем, говорим, играем», целью которого является преодоление речевых нарушений у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании с речью и музыкой.

Основные задачи проекта :

- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей в условиях дошкольной группы;

- создать условия для организации заньятий по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;

- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания и коррекции;

- разработать перспективный план проведения занятий по логоритмике, дидактические пособия.

Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Музыка используется для упорядочения темпа и

характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре

максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы:

- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;

- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- мело- и ритмодекламация для координации слуха, речи, движения;

- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического упражнения.

Структура занятия не всегда включает все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками варьируется в зависимости от характера нарушений у детей. Общеразвивающие упражнения соответствуют возрастным особенностям детей.

Логоритмические занятия проводятся один раз в неделю в тесной связи с музыкальным руководителем, логопедом и инструктором по физической культуре. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы используются на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. На каждом занятии используется наглядный материал по лексическим темам (иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки и т. п.); это переводит образы-представления в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизических и речевых возможностей.

Данный проект рассчитан на четыре года.

Предполагаемые результаты реализации проекта :

- сокращение количества детей с нарушениями звукопроизношения;

- создание перспективного плана работы для каждой возрастной группы;

-разработка рекомендаций для воспитателей по применению игр и упражнений на занятиях и в свободной деятельности с дошкольниками;

- создание базы дидактических материалов, коллекции нетрадиционных пособий;

- использование игр и упражнений родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей.

В заключении хочется отметить, что доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Публикации по теме:

Исследование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровье Вопросы по разделу «Строение человеческого тела» 1. Кто это? (показ картинки человека с чётко выраженными частями тела без выделения внутренних.

Клип по итогам проведенных мероприятий: Мы будущие Олимпийские чемпионы Творческим коллективом нашего садика были проведены ряд мероприятий посвященных Олимпийским играм в городе Сочи в 2014 г. Это и оформление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Роль логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста» (на примере реализации проекта «Поем, говорим, играем»)
Опубликовано: 23 марта 2015 в 22:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Роль логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста» (на примере реализации проекта «Поем, говорим, играем»)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Абашева (УИ 213717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД