Таисия Ярошевич
Использование логопедического игротренинга со стихотворным сопровождением для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование логопедического игротренинга со стихотворным сопровождением для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР
Ярошевич Таисия Яковлевна
Учитель-логопед, МБДОУ д/с №12, г. Белгород
Публикация «Использование логопедического игротренинга со стихотворным сопровождением для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Опыт работы с детьми показал, что у дошкольников с общим недоразвитием речи (далее ОНР) редко встречается хорошо развитая мелкая моторика пальцев рук. Недостатки развития мелкой мускулатуры проявляются в нарушении точности, быстроты, переключаемости, скоординированности движений и пр. Эти дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
Общеизвестно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук – это кратчайший путь для достижения максимальных успехов в речевом развитии детей с ОНР.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с ОНР способствует формированию речевой деятельности, интеллектуальных способностей, развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, а самое главное, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.
Таким образом, проблема развития мелкой моторики у детей с ОНР является очень важной в современных условиях. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг нужно тренировать руки.
Одним из эффективных средств развития мелкой моторики является пальчиковый игротренинг. Игры и упражнения, входящие в него, являются мощным средством активизации мышц мелкой моторики, координации движений пальцев рук, развития силы и ловкости рук, поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. А для того, чтобы параллельно развивалась речь у детей с ОНР, целесообразно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Любые стихотворные произведения такого рода можно самим «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.
Пальчиковый игротренинг со стихотворным сопровождением дает возможность сделать речь максимально выразительной и четкой, вырабатывает правильный темп и ритм речи, учит слышать рифму, ударения, делить слова на слоги, развивает речевой слух, пополняет словарный запас. Стихи вызывают неподдельный интерес ребенка и легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.
Для достижения планируемых результатов была разработана система работы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики у детей с ОНР посредством пальчикового игротренинга со стихотворным сопровождением.
Эффективность работы зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:
- создание предметно-развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника;
- повышение у детей интереса к пальчиковому игротренингу, превратив его в занимательную игру;
- формирование у детей положительной мотивации, ориентировка на успешность ребенка;
- использование различных методов и приемов, вид игр для формирования мелкой моторики у детей с ОНР;
- последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- соблюдение временного регламента, не вызывающего переутомления ребенка (пальчиковый игротренинг со стихотворным сопровождением должен выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость);
- создание условий для взаимодействия педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей.
Принципы, которые легли в основу организации деятельности педагога по развитию мелкой моторики у детей с ОНР.
1. Принцип целенаправленности учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР.
2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР ведётся в системе и в определённой последовательности, предусматривающей постепенное усложнение заданий - от простого к сложному.
3. Принцип преемственности – каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
4. Принцип наглядности обучения. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов работы учителя-логопеда.
5. Принцип обратной связи. По ходу выполнения игротренинга необходимо комментировать, помогать, подсказывать и оценивать действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
6. Принцип интегрировности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция игротренинга в разные виды детской деятельности.
Были определены следующие направления.
1. Пальчиковый игротренинг на развитие координации слова с движением пальцев рук.
2. Пальчиковый игротренинг на развитие зрительного восприятия.
3. Пальчиковый игротренинг на развитие зрительно-моторной координации.
Для реализации опыта были определены этапы работы.
1. Организационно-подготовительный.
2. Мотивационно-ориентировочный.
3. Творческий.
В ходе организационно-подготовительного этапа организовали соответствующую предметно-развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики у детей. Она включала в себя как фабричные материалы, игры и пособия, так и оборудование, изготовленное своими руками по всем направлениям.
Дальнейшее развитие мелкой моторики происходило на втором этапе обучения, целью которого стало воспитание у дошкольников интереса и потребности в выполнении пальчикового игротренинга со стихотворным сопровождением.
В рамках первого направления, учитывая интерес детей к играм, работа началась с разучивания сюжетно-пальчиковых упражнений. Такие упражнения очень полезны, интересны и просты для запоминания. Смысл сюжетно-пальчиковых упражнений заключался в том, что ребёнку предлагалось с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук «инсценировать» содержание прослушиваемого материала. Упражнения подбирались под определенную лексическую тему.
В сюжетно-пальчиковых упражнениях активно использовалась игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь действия пальчиков сопровождались стихами, что требовало соотнесения слова с движениями и давало возможность для развития словесной регуляции движения.
Для получения максимального эффекта сюжетно-пальчиковые упражнения были построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца). Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.
Многие сюжетно-пальчиковые упражнения предполагали участие обеих рук, что давало возможность развивать одновременность движений.
Перед каждым сюжетно-пальчиковым упражнением с детьми обсуждалось его содержание, сразу же при этом отрабатывались необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяло подготовить детей к правильному выполнению, но и создавало необходимый эмоциональный настрой.
Сначала упражнения выполнялись вместе с детьми. На начальных этапах мы не требовали от детей, чтобы они выполняли движения и произносили текст одновременно, так как объем внимания у детей ограничен, а невыполнимая задача могла «отбить» интерес к занятиям. При повторном проведении игр, текст постепенно разучивался детьми наизусть. Дети начинали соотносить слова с движениями. Теперь обращалось внимание на то, чтобы дети двигали руками и пальцами в такт словам. Все успехи детей отмечались и поощрялись.
В начале обучения проводились игры, в которых дети выполняли упражнения с легкими движениями: соединяли одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяли пальцы руки с большим пальцем. Затем проводились упражнения, с помощью которых дети учились поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.
Разучиваемые сюжетно-пальчиковые упражнения в дальнейшем дети включали в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.
Также широко использовали самомассаж кистей и пальцев рук. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже. В процессе самомассажа укреплялись мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти. В данных упражнениях использовали традиционные для массажа движения – поглаживание, растирание, разминание, вибрация, надавливание, пощипывание, встряхивание и поглаживание пальцев. Самомассаж каждого пальчика предполагал многократное массирование их в направлении от ногтевой фаланги к его основанию при помощи указательного и большого пальцев противоположной руки. Возможны и круговые движения.
Самомассаж кистей и пальцев рук не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Весь материал, в котором предполагались движения рук, лучше усваивался в стихотворной форме, т. к. стихи давали возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности давало огромный эффект. Ритм стихотворной речи способствовал развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывался правильный ритм дыхания, развивалась речеслуховая память.
Самомассаж использовали в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы во время непосредственно образовательной деятельности.
Еще один из приемов, который использовался в работе, это самомассаж мелкими предметами (мячиками-ежиками, массажёрами Су-джок, грецкими орехами, с помощью граненых карандашей, крышек из-под пластмассовых бутылок, пуговиц, иппликатора Кузнецова, прищепок и др.). Массажером служил предмет, с которым осуществлялся самомассаж.
В рамках второго направления, целью которого было развитие зрительного и пространственного восприятия, воспитание зрительно-моторного соотнесения, детям было предложено выкладывать фигуры из мелких предметов. Нигде так хорошо не упражняются пальчики и кисти рук, как в играх с мелкими предметами. Эти занятия всегда доставляли дошкольникам удовольствие и радость, а особый интерес они вызвали, когда их выполнение сочеталось с проговариванием коротких стихотворений, чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Дети выкладывали фигуры по образцу из разнообразного материала: счетных палочек, цветных шнурочков, разноцветных пуговиц, крышек из-под пластмассовых бутылок, разноцветных прищепок, рисовали пальчиками «на манке».
С целью развития зрительно-моторной координации, в рамках третьего направления, детям были предложены разнообразные задания: обведение по точкам, штриховка, раскрашивание, срисовывание по клеточкам, дорисовка картинок, графические диктанты, продолжение ряда, игры-лабиринты.
Эффективность занятий, интерес детей к ним повышался за счет стихотворного сопровождения. Выполняя тот или иной рисунок, дети не только совершали движения рукой, но и включали в работу речевой и слуховой анализаторы, тренировали память, так как стихи постепенно заучивались и дети непроизвольно, зарисовывая, начинали их произносить. Таким образом, идет оречевление производимых действий.
Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой деятельности, нам удалось подвести детей к качественному выполнению заданий. Положительная динамика развития мелкой моторики, позволила перейти к следующему этапу работы.
Цель третьего – творческого - этапа обучения: проявление творчества детей, развитие фантазии и воображения.
Решая задачи первого направления, детям было предложено придумать к любому маленькому стишку свои пальчиковые движения и самомассаж кистей и пальцев рук. Многие из детей отлично справились со всеми заданиями и проявили творческий подход к выполнению пальчиковых инсценировок. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.
Самым креативным оказалось второе направление. Детям предложили самостоятельно придумать и выложить фигуры из разнообразного материала, соответствующие стихотворным строкам. В ходе проведения занятий нами был замечен большой интерес детей к выполнению своих вариантов рисунков, каждое занятие проходило в атмосфере радости и увлекало детей.
В рамках третьего направления детям было предложено создать свои игры-лабиринты, штриховку, графические диктанты и т. д. Предложения дошкольников не уступали друг другу в оригинальности. После таких творческих заданий дети еще долго самостоятельно продолжали придумывать невероятные истории, причем их фантазии не было предела.
Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы является взаимодействие с родителями. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.
Для активизации и обогащения воспитательных и обучающих умений родителей систематически проводятся мастер-классы, тренинги, консультации. Использование игр и упражнений на развитие мелкой моторики в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.
Таким образом, включение пальчикового игротренинга со стихотворным сопровождением во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР, а так же способствовало развитию речи, познавательной активности, графических умений, творческих способностей детей.
Список используемой литературы
1. Бачина,О. В., Коробова,Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет : Практическое пособие дли педагогом и родителей. — 2-е изд., испр. и доп. / О. В. Бачина. - М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
2. Борисенко, М. Г., Лукина, Н. А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики) / М. Г. Борисенко. - СПб. : Паритет, 2003. - 144 с.
3. Гаврина,С. Е., Кутявина,Н. Л., Топоркова, И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать / С. Е. Гаврина. - Ярославль: Издательство «Академия Развития», 2009. – 176 с.
4. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. – М. : Просвещение, 1993.
5. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая, подготовительная группа детского сада / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2009. – 64 с.
6. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. – 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 2003.- 944 с.
7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
8. Рахманова, Е. М. 45 занятий для подготовки руки к письму / Е. М. Рахманова. – Спб. : Литера, 2012. – 96 с.
9. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику / Т. А. Ткаченко. – М. : Эксмо, 2014. – 64 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384.
11. Филичева, Т. Б., Чиркина, Г. В., Туманова, Т. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. / Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2009г.
12. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада / Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. – М. : Просвещение, 2000. – 420с.
13. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. - СПб. : Издательство «Лань», 2000. – 32 с.