ольга хозова
Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционных
техник аппликации как средство развития
мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Действительно, мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, мышлением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, его зрением и речью. И, конечно же, уровень развития мелкой моторики рук старших дошкольников является одним из критериев их готовности к обучению в школе.
Публикация «Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликации. Методические разработки
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Важность развития мелкой моторики и координации движений рук с самого раннего возраста детей неоднократно подчеркивалась многими педагогами, психологами и другими специалистами дошкольного образования. Актуальность данного вопроса очевидна и на сегодняшний день.
ФГОС ДОУ диктует требования к содержанию образовательной про-граммы дошкольного образования в соответствии с основными образова-тельными областями. Так, в направлении физическое развитие дошкольников ставится задача развития координации движений крупной и мелкой моторики обеих рук ребенка.
Мелкой моторикой считается способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук (ног) в результате скоординированных действий важных систем организма: нервной, мышечной и костной.
Мелкая моторика — это одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С. И. Гальперин).
Осознавая важность развития мелкой моторики рук детей в старшем дошкольном возрасте, многие педагоги в своей практике озадачены поиском эффективных методов и средств решения данной задачи: пальчиковые игры, массаж, рисование, конструирование, работа с природными материалами, различные упражнения в застегивании и расстегивании, завязывании…
При проведении занятий с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности, аппликации, конструированию, обратила внимание, что у многих детей часто возникают затруднения в использовании ножниц, сворачивании или складывании бумаги, умении правильно держать мелкие детали, карандаш или кисть. Это свидетельствовало о слабо развитой мелкой моторике детей.
Следовательно, встала задача развития и совершенствования точных движений рук старших дошкольников. И эффективным средством для этого, на мой взгляд, являются занятия бумагопластикой.
Действительно, бумага — простой и доступный материал для работы, который очень привлекает детей : они еще, будучи малышами, любят шелестеть ею, сминать и рвать ее, складывать и сворачивать, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действий рук ребенка.
В своей практике по развитию мелкой моторики старших дошкольников мы регулярно используем занятия бумагопластикой.
Во-первых, в процессе кропотливой работы с бумагой у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика и координация движения рук, глазомер. Во-вторых, работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. В-третьих, формируются конструктивное мышление, развиваются творческие способности, художественный вкус. Ручная умелость, которая параллельно развивается в процессе работы с бумагой, в дальнейшем позволяет ребенку успешно овладеть навыком письма.
Для того, чтобы работа по развитию мелкой моторики детей была целенаправленной и результативной, я придерживаюсь следующих требований:
— занятия бумагопластикой должны проходить систематично и регулярно;
— содержание работы должно соответствовать уровню общемоторного и психического развития детей, их возрастным возможностям;
— работа с бумагой должна приносить детям радость и удовольствие.
Итак, на занятиях в технике бумагопластики воспитанники обучаются различным приемам и способам действия с бумагой, которые, целесообразны и достаточно эффективны для развития мелкой моторики : сгибание, многократное складывание, сминание, плетение, скатывание, обрывание, тычкование, скручивание (квиллинг).
На начальном этапе работы желательно использовать мягкие сорта бумаги (салфетки, папирусная бумага, затем — более жесткие. Детям очень нравится сминать бумагу, создавая при этом определенные предметы и образы.
На других занятиях детям дается возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный бумажный мир, постичь свойства бумаги, ее структуру.
Например, увлекательны занятия с использованием приема «мозаика», когда дошкольники создают изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно прилегающих друг к другу разноцветных кусочков бумаги. Для этого совместно с детьми делаем заготовки: нарезаем или обрываем кусочки бумаги того или иного цвета. Небольшую часть эскиза промазываем клеем и на неё накладываем заготовки. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. С этим приемом очень схож прием обрывания, когда дети отрывают от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски, рисуют клеем предполагаемое изображение и накладывают кусочки бумаги на клей. Такая мозаичная аппликация требует от ребенка большой точности движений, аккуратно-сти.
Для выполнения объемных изображений используем и такие приемы как скатывание и тычкование.
Выполняя эскиз с помощью скатывания, дети сначала сминают бумагу, пока она не станет мягкой, а затем выкатывают из нее шарики различного размера: от маленького (например, ягодка) до большого (облако или «снежный ком» для снеговика). Затем такой бумажный комок опускают в клей и прикладывают к основе.
Более сложней выполняются работы с применением тычкования. Им необходимо с помощью карандаша, тупой конец которого ставится в середину бумажного квадратика, завернуть вращательным движением края бумаги на карандаш. Дети, придерживая пальцами край квадратика, чтобы он не слетел с карандаша, опускают его в клей, после чего прижимают карандаш к основе, приклеивая квадратик. Такие манипуляции продолжаются многократно до тех пор, пока свернутыми квадратиками бумаги не заполнится нужный объем пространства листа.
Еще одной увлекательная техника — это бумагокручение. Эта техника так же известна как квиллинг (от англ. «птичье перо») — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Квиллинг очень оригинальный и достаточно необычный вид рукоде-лия, который так понравился детям.
Обучая дошкольников технологии квиллинг, учим их скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки (модули, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей самые разные объемные или плоскостные композиции. Такая работа не требует значительных материальных затрат.
Для изготовления полосок используем бумагу различной плотности и самых разных цветов и оттенков: цветная, белая и черная, перламутровая и блестящая. А инструментом для бумагокручения выступает обычная зубочистка (или тонкая деревянная палочка).
Сегодня мы только осваиваем эту технологию. Но уже можно отме-тить, что квиллингом с огромным удовольствием занимаются и мальчики и девочки нашей группы.
Примечательно, что для достижения хорошего результата детям при работе в этой технике необходимо проявить усидчивость, терпение, ловкость рук, аккуратность.
Обобщая все вышесказанное, выбор техники бумагопластики для развития мелкой моторики дошкольников не случаен. На мой взгляд, именно работая с кусочками бумаги, тонкими полосками, их обрывание, сминание, закручивание на инструмент или своими руками, идет активное развитие ручной умелости, укрепление мышц рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики — и общее развитие дошкольника, начиная от развития речи и заканчивая творческими способностями.
Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навы-ков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами. Аппликацией дети занимаются с удовольствием, их привлекает то, что результат можно получить быстро, работы получаются красочными, красивыми. Одним словом, дети чувствуют себя настоящими художниками. Ребята очень любят устраивать выставки работ для того, чтобы родители смогли полюбоваться результатами их труда.
Достоинством аппликационных работ является возможность коллек-тивного исполнения одной композиции. Участники работы сообща обсуждают сюжет картины, подбирают подходящий, по цвету материал, и распределяют между собой части работы. После того как основные детали будущей композиции выполнены, приступают к их распределению и, убедившись, что размещение получилось удачным, приклеивают их.
Аппликация различается по содержанию, по количеству используемых цветов, по наличию симметрии, по форме, по способу изготовления и количеству деталей, степени прилегания к основе, по способу скрепления деталей.
1. Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон от-дельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы простой формы, локальной окраски, с отчетливой конфигурацией, ясными пропорциями. Так, предметы простой формы (шар, кубик, флажок) вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета. Сложная форма составляется из отдельных частей. Например, снеговика вырезают из нескольких квадратов разной величины путем закругления углов; затем отдельные детали наклеивают в следующем порядке: к большому кругу прикрепляют средний (живот) и меньший (голова) и по бокам наклеивают маленькие кружки (руки).
Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон (бабочка, стрекоза, тюльпан, ракета) или равномерного чередования повторяющихся частей от центра (ромашка, снежинка).
2. Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности, во время которой дети учатся вырезать и объединять разные элементы по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребёнок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
Материалы для выполнения аппликации могут быть самыми различ-ными: бумага, солома, засушенные растения, ткань, вата, береста, кожа, мех, войлок, тополиный пух и многое другое.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания худо-жественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.
Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.
Со временем аппликация становилась всё более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевоз-можная материя – бархат, атлас, шёлк.
С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации-силуэты, которые вырезались из тёмной бумаги. Плоские профильные силуэты были популярны как у знатных, так и бедных людей. Силуэтные изображения стали предметом искусства, из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.
Не только профессиональные художники занимались силуэтной ап-пликацией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. На Украине и Белоруссии и сейчас делают бумажные силуэты – вытинянки, или вырезанки. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка.
Итак, аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Аппликацией можно украсить памятные открытки и сувениры для своих друзей и близких, интерьер любого помещения, праздничный костюм, с ее помощью можно оформить выставку, создать свое оригинальное панно, орнамент или картину, выполнить наглядное пособие.
Аппликация может быть предметной, то есть состоящей из отдельных изображений предметов: цветок, дерево, животное, человек, машина, дом и т. д, сюжетной в которой отображено какое-либо событие, действие (праздник, повседневность) и декоративной - украшающей орнаментом различные предметы.
Кроме бумаги, материалом для аппликаций могут послу-жить природные материалы: ракушки, семена растений, засушенные расте-ния, опилки, песок, яичная скорлупа, перья и т. д, бросовые материалы: фольга, нитки, пуговицы, пластичные материалы: глина, пластилин, пластика).
Актуальность аппликации
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций : выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Организация занятий по аппликации
При хорошей организации занятий по аппликации у человека мелкая моторика будет развиваться гораздо быстрее. Для этого необходимо выполнение определенных условий. Первое, что нужно – это создать развивающую среду, во-вторых, подобрать специальные методы и наконец, в-третьих, отобрать наиболее эффективные приемы при работе с аппликацией.
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
2. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.
4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.
5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их возможности на практике. Один и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры разнообразных материалов и особенности их движения в пространстве, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике.
Аппликация из комочков бумаги.
Предлагаемый вид работы интересен и необычен. Для этого вида работы лучше подойдет тонкая цветная бумага, так как она легче будет скатываться в комочки.
Комочки скатывать можно двумя способами:
1. От листа цветной бумаги произвольно отрывается небольшой кусочек и скатывается в комочек.
2. Лист цветной бумаги разрезается на полоски шириной 3 см, а затем разрывается приблизительно на одинаковые части, из которых складываются комочки. При использовании этого способа получаются комочки одинаковой формы.
Цветные комочки надо приклеивать на клей ПВА плотно друг к другу, чтобы между ними не оставалось пустого места.
При аккуратном выполнении работы будут объемными и красивыми.
Аппликация из круп
Для работы подойдут различные крупы: пшено, рис, гречка и т. д.
Работа выполняется с использованием клея ПВА, пластилина.
После приклеивания крупы необходимо положить под пресс.
Аппликация из ваты
Работы из ваты получаются объемными и очень красивыми. Выполнению данного вида работ предшествует подготовительный этап, на котором дети заготавливают ватные шарики. Для этого необходимо отрывать вату равномерными небольшими кусочками и скатывать в шарики. Если шарики плохо скатываются, руки можно немного смочить водой. Шарики лучше приклеивать, используя клей-карандаш. Не следует смазывать сразу всю работу, так как клей быстро сохнет. После приклеивания ваты работу можно раскрасить гуашью.
Мозаика
Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ — это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разно-цветной яичной скорлупы.
Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем.
Продумайте рисунок, обозначьте его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте рисунок тем цветом, который вам необходим для создания вашей задумки.
Аппликация из ватных дисков
Аппликация может быть сделана из самых неожиданных подручных средств, которые есть практически в каждом доме. Ватные диски хороши тем, что легко поддаются обрезке, отлично клеятся на клей ПВА, они объемные и мягкие, что любому ребенку будет интересно. Из них можно делать самые настоящие объемные картины, на которые можно не только смотреть, но и потрогать. Это поможет развить у ребенка мелкую моторику, образное мышление, а также способно привить любовь к работе с мелкими деталями.
Аппликация для детей из листьев.
Для создания аппликации из листьев потребуется запастись материа-лом. Красивые листочки с различных растений собирают и высушивают. Сушить листья можно, положив их аккуратно между страничками книги. Для быстрой сушки можно использовать утюг. При сушке утюгом листочки лучше помещать для проглаживания между листами бумаги или газеты. Идею картинки следует сначала хорошенько продумать. Затем скомпоновать композицию на бумаге, и после этого приклеить на основу.
Аппликация из ткани
Для данного вида аппликации можно применить накрахмаленную и проглаженную горячим утюгом хлопчатобумажную ткань. Для обработки ткани подойдет картофельный крахмал или жидкий клейстер. Если для ап-пликации будет использоваться синтетическая ткань, то ее лучше пропитать раствором желатина. Из подготовленной ткани вырезаются детали будущей аппликации, намазываются с изнаночной стороны клеем, и наклеиваются на основу.
Квиллинг
Это один из интереснейших видов аппликации. За основу в нем берется все тот же лист плотной бумаги с нанесенным на него контуром рисунка. Заполняется изображение элементами из скрученных особым образом полосок бумаги. Занятие квиллингом требует усидчивости и терпения. Однако результат стоит того.
Торцевание.
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.
Оригами
(яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Симметричное вырезание.
Программа для детей шестого и седьмого года жизни предусматривает овладение умением создавать аппликации, используя приемы симметричного вырезания. Этот прием основан на предварительном складывании заготовки бумаги пополам или в несколько раз для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета. Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски.
Силуэтное вырезание.
Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую. Специфика вырезания на глаз заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Поэтому этот прием, и получил название силуэтного вырезания. Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами.