Юлия Черникова
Использование нетрадиционных приемов аппликации как эффективного способа развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский отмечал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев, что от пальцев идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок [3].
Особое место в нашей воспитательно-образовательной работе с детьми отводим использованию нетрадиционных приемов аппликации, в процессе которой ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы, что способствует развитию мелкой моторики и творческих способностей. Кроме того, различные приемы нетрадиционной аппликации способствуют оздоровлению детей и развитию психологического здоровья. Использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят[1].
Публикация «Использование нетрадиционных приемов аппликации как эффективного способа развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга, а значит надо как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.
Уникальным, на наш взгляд, видом детской деятельности является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка[2].
В настоящее время для реализации задач художественной деятельности предлагаются разнообразные инновационные методики и приемы работы с детьми. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Особенно интересна в данном аспекте аппликация :
• обрывная аппликация - этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления;
• накладная аппликация - эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру;
• модульная аппликация (мозаика) - при такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки;
• симметричная аппликация - изготовление симметричных изображений из заготовок – квадрата или прямоугольника путем складывания пополам и вырезания половины изображения;
• ленточная аппликация - это получение не одного или двух, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение;
• силуэтная аппликация - этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру;
• квиллинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги;
• торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины с необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения;
• коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре, используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения;
• оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц;
• аппликация из салфеток- можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива [4].
Сочетание различных видов аппликации предоставляет необыкновенные возможности в развитии моторики рук и повышении интереса детей к окружающей действительности. Дети анализируют и сравнивают предметы, выполняют сюжетные композиции, изображают предметы по памяти; точно передают форму, пропорции основных и дополнительных частей предметов. По итогам мониторинга индивидуального уровня развития детей было установлено, что по окончании года они уверенно пользуются ножницами, вырезая формы из бумаги с помощью техник симметричного, многослойного, силуэтного вырезания; пользуются разнообразными приемами аппликации, которые творчески сочетает, нетрадиционными техниками; создают замысел до начала аппликации и реализует его, выбирая соответствующие изобразительные и выразительные средства; пользуются разнообразными техниками аппликативного творчества, ярко проявляют творчество.
Список литературы:
1. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники аппликации в детском саду. М., Издательство СКРИПТОРИЙ, 2007
2. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельности в детском саду. Старшая группа. Методическое пособие. М., Издательство «КАРАПУЗ», 2010.
3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. -М. : Педагогика, 1981.
4. Тюфанова, И. В. Мастерская юных художников. Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.