Юлия Целина
Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики»
Проблема развития мелкой моторики рук детей изучалась с давних времен. Хорошо известно, что первой деятельностью ребенка является двигательная активность.
Публикация «Использование нетрадиционных методик в дошкольном возрасте для развития мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Трудно переоценить значение развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка, поэтому современные педагоги используют ряд практических упражнений для развития мелкой моторики, используют пальчиковые, спортивные игры, игры – сказки, связанные с развитием мелкой моторики.
В своей книге М. М. Кольцова подводит итог своего исследования: "Связь функции руки и речи была так близка и значительна, что тренировка пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей" уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школе.
Сделав ряд наблюдений над динамикой развития детей, я пришла к выводу, что уровень развития мелкой моторики рук является одним из основных показателей развития. Ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики, способен рассуждать логически, обладает хорошо развитой памятью, вниманием, связной речью, а также интеллектуальной готовностью к школе. Многие дети не умеют держать карандаш, кисть, не регулируют силу давления, трудно пользоваться ножницами. Грубых двигательных нарушений у детей нет, но уровень физического и двигательного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, формирование графомоторных навыков затруднено, а развитие речи отстает.
У современных детей наблюдается отставание в развитии общей и особенно мелкой моторики рук. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация). Для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук я выбрала пластилинографию. Это позволяет целенаправленно работать над решением следующих задач:
1. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
2. Развитие тактильной чувствительности рук у детей;
3. Формирование определенных базовых графических навыков;
4. Подготовить руку ребенка к письму.
Пластилинография-это небольшая игра, которая раскрывает потенциал детей. Рисование пластилиновых картин с детьми можно начать с создания коллективных композиций совместно с воспитателем. Первоначальным методом обучения в рисовании пластилином являются: прокатка пластилиновых шариков, очень небольших размеров, нажимая их, размазывание по поверхности основы (плотный картон) для создания плоского или полу рельефного изображения. Рисование пластилином требует тщательной подготовки основы от воспитателя, воспитатель рисует шаблон, намечает примерное расположение деталей рисунка, а затем, по желанию ребенка, вносятся дополнения (трава, солнце и др., самостоятельно выбрать цвет пластилина. При необходимости воспитатель помогает в работе над картиной). В процессе дети рассматривают материал, изучают детали, методы их изготовления и начинают заниматься ремеслом по собственному дизайну.
Сделать картину не так просто – ее изготовление требует определенных волевых усилий. В процессе работы дети развивают навыки контроля и оценки собственной деятельности. Использование детьми различных форм коллективной работы дает хорошие результаты. Результатом совместной работы является умение планировать свою деятельность исходя из общей цели. Занятия пластилинографией благотворно влияют на эмоциональное состояние во время работы детей, создают позитив, радость общения друг с другом. А также может использоваться в качестве рекомендации для сотрудничества детей и родителей.
В работе методом пластилинографии также следует придерживаться следующих правил:
1. Задача подбирается исходя из возраста, с постепенно с возрастающей сложностью;
2. С учетом индивидуальных особенностей ребенка (темп, возможности, настроение);
3. Работа должна проводиться регулярно, систематически;
4. Позаботьтесь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, затем укрепите его интерес к играм и мероприятиям. Процесс обучения и развития должен формировать у детей положительную мотивацию;
Работу по пластилинографии рекомендую для индивидуальной работы, а также рекомендации для родителей. Использование этого метода позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Систематическая работа в этом направлении позволила достичь положительных результатов.
Таким образом, систематическая работа с детьми дошкольного возраста методом пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук и кистей, что в конечном итоге способствует развитию интеллектуальных качеств, оказывает положительное влияние на развитие речи, подготавливая ее к успешному обучению в школе.