Дарья Лебедева
Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха
Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха
Для подтверждения выдвинутой гипотезы на втором этапе исследования (формирующий эксперимент) были разработаны коммуникативные тренинги и технологические карты.
Публикация «Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии речи детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
При организации коммуникативных тренингов как этапа подготовки к сюжетно-ролевой игре, мы использовали алгоритм, предложенный Л. П. Носковой, в который включили коммуникативный тренинг с детьми.
Составили план организации коммуникативных тренингов (Таблица 4) и план реализации коммуникативных тренингов (Таблица 5). Проводились тренинги согласно учебно-игровой деятельности: по средам, во вторую половину дня.
Таблица 4. План организации коммуникативных тренингов.
Декабрь «Автобус».
Неделя Вид деятельности Словарь
1 Наблюдения за автобусами на улице, обыгрывание игрушечного автобуса, рисование автобуса. Транспорт, автобус, улица, едит, остановка, пассажир, кондуктор, билет, шофер, рисовать, бумага, карандаши, руль, колеса.
2 Беседа по картине соответствующего содержания, изготовление атрибутов. Кондуктор, пассажир, автобус, руль, шофер, деньги, билет, кукла, остановка, входить, выходить, место.
3 Коммуникативный тренинг. Диалоги:пассажир – кондуктор, пассажир – пассажир.
4 Игра Сюжетно-ролевая игра.
Январь «Почта»
Неделя Вид деятельности Словарь
1 Экскурсия на почту, рисование маме подарка, который они отправят в конвертах по почте. Почта, почтовый ящик, конверты, бумага, открытка, газета, журнал, поздравление, купить, почитать, письмо, почтальон, ручка, марка.
2 Рассматривание картины «Почта» С. Я. Маршака, обобщающая беседа по картине. Почта, почтовый ящик, конверты, бумага, открытка, газета, журнал, поздравление, купить, почитать, письмо, почтальон, марка, разносит письма.
3 Коммуникативный тренинг Диалоги : Почтальон – покупатель, почтальон – отправитель.
4 Игра Сюжетно-ролевая игра.
Февраль «Улица»
Неделя Вид деятельности Словарь
1 Экскурсия на улицу, обобщающая беседа. Улица, дома, дом, высокий-низкий, старый -новый, машина, хлеб, молоко, фрукты, овощи, разгрузить, магазин, пожарная машина.
2 Экскурсия на улицу, рассматривание картинок, постройки из строительного материала. Улица, школа, школьники, больница, доктор, тротуар, сор, подметает, дворник, чистая улица, милиционер.
3 Коммуникативный тренинг Диалоги : Милиционер – пешеход, взрослый – ребенок.
4 Игра Сюжетно-ролевая игра.
Март «Ателье»
Неделя Вид деятельности Словарь
1 Экскурсия в ателье, беседа по картине, соответствующего содержания. Ателье, одежда, приемщица, заказ, квитанция, ткань, шить, измеряют ткань, снимают мерку, длина, портниха, кукла, сумка, кошелек, продавец, покупка, зеркало, примерка, расплачиваться, деньги.
2 Рассматривание одежды, тканей, д / и «Одежда», рисование одежды. Платье, брюки, пальто, юбка, кофта, сарафан, цветная, белая, плотная, легкая, ткань, длинная - короткая, одежда.
3 Коммуникативный тренинг. Диалоги:Приемщица – заказчик, портниха – заказчик.
4 Игра Сюжетно-ролевая игра.
Таблица 5. План реализации коммуникативных тренингов.
Название Цель Словарь Сроки проведения
«Автобус» Развитие речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения. Кондуктор, пассажир, деньги, билет, остановка, входить, выходить, место, расплачиваться. Декабрь
«Почта» Развитие речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения. Почта, почтовый ящик, конверт, открытка, поздравление, купить, почтальон, ручка. Январь
«Улица» Развитие речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов, обучение использованию их в различных ситуациях общения. Улица, дома, дом, высокий-низкий, старый-новый, машина, хлеб, молоко, фрукты, овощи, разгрузить, магазин, пожарная машина, школа, школьники, больница, доктор, тротуар, сор, подметает, дворник, чистая улица, милиционер. Февраль
«Ателье» Развитие речи, умения вести ролевой диалог, овладение значениями слов Ателье, ткань, шить, ткань, снимают мерку, длина, портниха, платье, брюки, пальто, юбка, кофта, сарафан, кукла, сумка, кошелек, продавец, покупка, зеркало, примерка, деньги. Март
Коммуникативные тренинги были направлены на решение следующих задач:
1. Развитие и коррекция компонентов речевой деятельности.
2. Стимуляция и развитие речевого общения.
3. Развитие потребности в речевом общении.
4. Формирование словаря в разных видах речевой деятельности.
5. Формирование связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Использование данных коммуникативных тренингов было направлено не только на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха, но и также на формирование общения со сверстниками и на обогащение сюжета сюжетно-ролевых игр (в одной игре объединение разных сюжетов игр).
Тренинги проводились в форме диалога «взрослый-ребенок». По мере накопления словаря детьми, можно использовать в форме диалога «ребенок-ребенок», тем самом мы повышаем уровень развития речи детей, развитие потребности в речевом общении, мотивов, интересов, определяющих желание детей принимать участие в игре
Используемый речевой материал на коммуникативных тренингах закреплялся воспитателем в ходе сюжетно-ролевой игры.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами также были разработаны технологических карты в различных видах продуктивной деятельности детей. (Приложение 1)
Цель – овладение значениями слов, развитие разных видов речевой деятельности, формирование элементарных навыков связной речи, прежде всего разговорной, обогащение словарного запаса детей.
Технологические карты предполагают последовательное изложение материала в процессе предметно-практической деятельности детей с педагогом или с детьми.
При составлении технологических карт четко отбирали речевой материал, к которому предъявлялись требования:
- актуальный для общения детей со взрослыми и
между собой, соответствует задачам проведения соответствующего вида деятельности;
- включены разные коммуникативные конструкции (поручения, сообщения, вопросы, отрицания, в состав которых входят разные грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и др.) в зависимости от ситуации общения;
- обеспечивает повторяемость в различных ситуациях
общения.
Технологических карты в работе с детьми использовались при созданииследующих психолого-педагогических условий:
1. Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Учета нарушенной функции.
3. Использование стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, вызывающих у детей какие-либо затруднения.
4. Создание слухо-речевой среды при организации предметно-практической деятельности, которая является одним из принципов коммуникационной системы обучения речи детей с нарушением слуха.
Технологические карты разработаны согласно лексическим темам. Работа проводилась согласно сетке учебно-игровой деятельности (Таблица 6).
Организуя продуктивную деятельность детей, с использованием технологических карт, мы учитывали следующие правила:
1. Использовали речь как главное средство коммуникации.
2. Контролировали время деятельности.
3. Развивали у детей способность говорить самостоятельно, запоминать, воспроизводить речевые высказывания.
4. Оказывали поддержку, помощь, проявляли внимание, заботу, участие в процессе деятельности.
Таблица 6. Сетка учебно-игровой деятельности детей 3 год обучения
Вид деятельности Время
Понедельник 1. Лепка
2. ФИЗО 10-15 – 10-40
11-20 - 11-45 (улица)
Вторник 1. Ознакомление с окружающим
2. ФИЗО
9-30 – 10-00
16-05 – 16-35
Среда 1. Музыкальное занятие
2. Рисование
3. Сюжетно- ролевая игра 9-10 – 9-35
10-05 – 10-25
16-05 – 16-35
Четверг 1. ФИЗО
2. Ознакомление с окружающим
3. Музыкальное занятие 9-00 – 9-30 (зал)
10-05 – 10-30
16-20 – 17-00
Пятница 1. Аппликация – конструирование
9-25 – 9-50
Технологические карты можно применять во всех видах продуктивной деятельности детей с нарушением слуха.
В условиях, когда ребенок реально действует с объектами, значения соответствующих слов усваиваются прочнее. Понятия о форме, цвете, величине, пространственных отношениях получают здесь чувственную опору. Помимо этого, дети овладевают терминологическим словарем, связанным со спецификой данной деятельности, а также словами и выражениями, необходимыми для руководства восприятием (лепи, ощупай и т. д.).
Технологические карты можно применять с усложнением на занятиях по рисованию.
Например:двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию.
В ходе занятия дети обращаются друг к другу с просьбами, замечаниями, вступают в диалог по поводу изготавливаемых коллективных работ создаются условия для формирования их речевого общения.
Применение технологических карт в продуктивных видах деятельности дают возможность детям усвоить слова и выражения, связанные со спецификой данной деятельности, накапливается словарный запас слов, развивается связная речь детей, дети лучше начинают понимать обращенную речь, способствуют развитию речевого общения.
Таким образом, мы при организации коррекционной работы мы учли принципы коммуникационной система обучения языку, разработанные С. Я. Зыковым: рассматривали развитие речи как функцию общения, вызвали потребность в общении, четко прослеживалась связь между практической деятельностью и речью, создали речевую среду (выступали организатором речевой среды).