МААМ-картинки

Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Смирнова
Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиологических упражнений как вида здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с методом кинезиологии.

2. Рассказать о роли кинезиологических упражнений в интеллектуальном и речевом развитии детей.

3. Разучить с участниками тренинга кинезиологические упражнения.

Публикация «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход мероприятия

1. Теоретическая часть

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, что способствует развитию умственных способностей ребенка и коррекции психических проблем

Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние целенаправленной двигательной активности, манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические и коррекционно–развивающие программы. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Более активное полушарие и определяет уровень развития мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т. д.

Условно считается, что правое полушарие (гуманитарное, образное, творческое) отвечает за тело, координацию, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие (математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) – за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями головного мозга в теменно-затылочной области находится мозолистое тело – толстый пучок нервных волокон (около двухсот миллионов, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга.

Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом, психическом и речевом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Возникает необходимость поиска ответов на следующие вопросы:

• Как поддержать познавательную активность ребёнка, развить его психические процессы: восприятие, мышление, память, воображение и речь, не перегружая ребёнка излишней информацией?

• Как развить умственные способности ребенка, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?

Ответом на эти вопросы является такая наука, как

кинезиология.

Существует целый ряд кинезиологических упражнений, которые улучшают мыслительную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

В результате они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию умственных способностей ребенка и коррекции психических проблем.

На что направлены нейропсихологические упражнения :

• -развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

• -развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

-работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

• -активизация речи;

-работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.

По мнению нейрофизиологов и кинезиологов развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Специальные кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта.

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий : при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. В мозге происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Кроме того, применение кинезиологических упражнений способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку. Оба полушария начинают работать асинхронно.

В результате нарушаются:

- пространственная ориентация;

- адекватное эмоциональное реагирование;

- координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки;

- ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Основная цель предлагаемых упражнений :

развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

- синхронизация работы полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие памяти, внимания, речи;

- развитие мышления;

- снижение утомляемости, формирование произвольного контроля;

- повышение стрессоустойчивости.

Правила использования :

Кинезиологические упражнения необходимо включать в профилактические и развивающие программы, направленные на подготовку к школе, в ежедневные занятия во всех возрастных группах.

Для результативности проводимой работы необходимо учитывать определенные условия:

- упражнения проводятся утром;

- упражнения проводятся ежедневно;

- обстановка на занятии доброжелательная;

- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

К комплексу таких упражнений относятся :

1- растяжки;

2- дыхательные упражнения;

3- глазодвигательные упражнения;

4- телесные упражнения;

5- упражнения на развитие мелкой моторики.

6- самомассаж.

7- Упражнения на релаксацию.

Основная цель кинезиологиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, способствующего активизации мыслительной деятельности.

• - Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

• - Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

• - Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

• - Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

• - Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

• - Самомассаж – воздействует на биологически активные точки.

• - Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения

В педагогический процесс могут вводиться все виды кинезиологических упражнений. Комплексы не требуют специального оборудования, могут выполняться в любое время дня, доступны для всех возрастных категорий.

Упражнения на развитие тонких движений

пальцев рук

- стимулирует общее развитие речи. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Упражнение «Дорожка»

Соединять большой палец левой руки и указательный палец правой руки, большой палец правой руки указательный палец левой руки, и менять местами указательные и большие пальцы.

Упражнение «Знакомство»

Соединяем все пальчики, ладошки положить друг к другу. Большой палец правой руки с большим пальцем левой руки, указательный палец правой руки с указательным пальцем левой руки и т. д. поочередно, начиная с большого пальца разводим и соединяем пальчики.

Упражнение «Разные колечки»

Поочередно, соединять в кольцо на правой руке большой палец и указательный, на левой руке большой палец и мизинец. Одновременно меняем положение пальцев на правой и левой руке

«Ладушки-оладушки» — правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

Упражнения телесные.

• При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

Упражнение «Ухо-нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

• “Перекрестное марширование”

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой (или локтем) по противоположной ноге (коленке). Сделать шесть пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать шесть пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Массажные упражнения.

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

Выполняя кинезиологические упражнения - «Кулак – ребро - ладонь», «Ухо - нос», «Лезгинка», «Зайчик - колечко» и др., у детей развиваются умственные способности и укрепляется физическое здоровье. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что способствует развитию и коррекции проблем психики, мышления, речевого развития.

Для результативности развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

- упражнения по кинезиологии проводятся ежедневно перед или во время занятий, на утренней гимнастики, в совместной деятельности, после прогулки, после сна, во второй половине дня;

- каждое упражнение делается от 30 до 60 секунд;

- движения которые были сделаны для одной стороны тела, необходимо проделать и для другой стороны;

- от детей требуется точное выполнение движений;

- упражнения могут проводится стоя или сидя за столом;

- упражнения могут проводится в любой последовательности.

Кинезиологические упражнения имеют как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накопительный эффект. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

• При регулярном использовании кинезиологических упражнений, в связи с улучшением интегративной функции мозга, у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Примеры упражнений

Локоть-колено

Ухо-нос

Ёжик

Я хороший

Лезгинка

• Результаты диагностики устной речи детей дошкольного возраста показали, что системное использование кинезиологических упражнений способствует улучшению звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя речи, а также оказывают положительное влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие мышления, внимания и памяти, способствуют самоконтролю, улучшают мыслительную деятельность.

Кинезиология является здоровьесберегающей технологией. Ее проведение не требует никаких затрат, она настолько проста в применении, что ее можно использовать в любой ситуации.

• Данную технологию можно применять с любого возраста, главное условие необходимо подбирать упражнения от простого к сложному и регулярно их выполнять.

Данная технология позволяет расширить границы возможностей головного мозга.

• На сегодняшний день, доказана польза нейропсихологических упражнений для детей разного возраста. Они способствуют активации мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в саморегуляции, а значит и в школьном обучении.

Вывод: Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формирует новые нейронные связи между полушариями головного мозга.

Из практического опыта:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В последнее время наблюдается рост количества детей с трудностями в обучении, различными речевыми нарушениями, трудностями в социальной адаптации. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Поэтому я в своей работе применяю одну из современных здоровьесберегающих технологий – кинезиологию, которая направлена на развитие нервной системы и деятельности мозговых структур ребенка.

Проанализировав, какое положительное влияние оказывают кинезиологические упражнения на развитие ребенка, я стала применять их в своей логопедической практике в качестве коррекции недостатков речевого развития. Практическая значимость использования таких упражнений состоит в том, что система кинезиологических упражнений и игр помогает целостно развивать детей дошкольного возраста и корректировать недостатки устной речи, а в последствие предупредить нарушения чтения и письма.

Из всего многообразия представленных в литературе кинезиологических упражнений, мы на своих логопедических занятиях применяем те, которые предусмотрены для основных направлений развития речи детей. Это артикуляционные упражнения, которые помогают подготовить артикуляционный аппарат к постановке и автоматизации звуков; дыхательные упражнения – формируют правильное речевое дыхание, нормализуют темп и ритм речи; сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и органов артикуляции, упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики. Более подробно с кинезиологическими упражнениями можно ознакомиться в книге Сиротюк Л. А. «Коррекция развития интеллекта дошкольников». Кинезиологические игры и упражнения мы используем в образовательной деятельности, например во время занятий, кинезиологический комплекс упражнений можно использовать как физминутку, а также перед началом занятия, когда детям предстоит умственная нагрузка. Кинезиологические комплексы упражнений мы включаем и в индивидуальные, и в подгрупповые занятия по развитию и коррекции речи. Для точного выполнения упражнений, мы соблюдаем ряд условий: упражнения проводим ежедневно, утром или днем (днем упражнения дети могут выполнять под контролем воспитателя) в доброжелательной обстановке, упражнения подбираются от простых к более сложным, стараемся добиться от ребенка точного выполнения каждого упражнения. Вот некоторые примеры кинезиологических упражнений, которые мы используем в своей практике.

На индивидуальных занятиях используем колючий массажный мяч. Выполняем движения под музыку песенки: «Ёжик»

«Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж, в темный лес, где ты живёшь!»

На индивидуальных и групповых занятиях, когда дети устают или перед умственной нагрузкой используем такие упражнения :

«Колечки». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Мы проговариваем со стихами:

«Раз, два, три, четыре –

Кто живет у нас в квартире?

Мама, папа, брат и я –

Вот и вся моя семья»

При освоении этого упражнения, используем упражнение «Цепочка» : соединенные пальчики большой и указательный (остальные по очереди) обеих рук, соединяем между собой. Можно так же, со стихами.

«Лягушка». Последовательно менять два положения руки – кулак, ладонь. Сначала упражнение выполняется правой рукой, потом левой, а затем двумя руками вместе.

«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Рекомендуется выполнить 8-10 повторений. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. Затем, усложняя это задание, даю инструкцию: «Выполняй, как я говорю, но не как делаю» И называю позы вразнобой, хаотично, а сама, как образец, могу делать другие движения. Дети должны выполнить правильно то, что услышат.

«Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.

«Ухо – нос – хлопок» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Метод «Су-Джок» Это колючие мячики с металлическими колечками внутри. На руках находится множество биологических точек, и при прокатывании Су-Джок между ладонями происходит стимуляции этих точек. Металлические колечки надеваются и снимаются на каждый пальчик. Такой массаж ребёнок может делать самостоятельно под присмотром взрослого. Здесь не страшно ошибиться: любое действие с «ёжиками» принесёт пользу. Вместо Су-Джок можно воспользоваться дарами природы: шишки, каштаны, орехи.

Использую в практике на индивидуальных занятиях элементы «Су-джок» терапии при автоматизации звуков, проговаривая слова и чистоговорки.

«Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

«Колечко-заяц» Используем разноименные статичные позы на руках, например, правой рукой рукой показываем колечко, левой заяц, затем хлопОк руками, и сменить позу. Это используем по усложнению. Сначала более простые позы, затем сложнее. Также, темп ускоряется.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии, буквы). Или используются шаблоны с линиями и заданиями, на которых ребята проводят пальчиками или маркерами необходимые линии.

«Добываем огонь». С напряжением прокатывать палочку между соединенными ладонями.

«Уголек на ладони». Подбрасывать шар на ладони попеременно левой и правой рукой. Часто используя вербальное задание.

Затем подбрасывать два шара двумя руками одновременно.

«Резиночки» Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т. д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».

Упражнение Игры с мячами (обычными, прыгунами).

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

-На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С левой;

-Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;

-Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;

- Стукни раз, а может два, по частям скажи слова - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;

- Мяч кидай, где звук узнай - определить позицию заданного звука в слове;

- Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове;

-Разноцветные мячи по порядку собери - составить звуковую схему слова;

- С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов;

- Лови да бросай, слово новое узнай - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши);

- Мяч бросаю, диких животных называю;

- Мяч передаю, деревья назову; - Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья) и т. д.

Результаты диагностики устной речи детей дошкольного возраста показали, что системное использование кинезиологических упражнений способствует улучшению звукопроизношения, фонематических процессов, грамматического строя речи, а также оказывают положительное влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие мышления, внимания и памяти, способствуют самоконтролю, улучшают мыслительную деятельность.

Список литературы:

1. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. / А. Л. Сиротюк. - Москва: ТЦ СФЕРА, 2001, 48с.

2. Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. / Г. Е. Шанина. - Москва: ВНИИФК, 1999, 39с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Использование моделей сообщающихся сосудов для игр-экспериментов с водой в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование моделей сообщающихся сосудов для игр-экспериментов с водой в работе с детьми старшего дошкольного возраста Лето! Прогулки на свежем воздухе! Весёлые игры! Ни для кого не секрет, что дети с самого раннего возраста обожают воду. Вода притягивает.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 июня 2024 в 11:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД