Алена
Информация для родителей ребенка с ЗПР об особенностях игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Своеобразие игры у детей с ЗПР У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры:
-Трудности на этапе возникновения замысла, ограниченность плана – замысла.
-Узкая вариативность при поиске путей его реализации.
-Отсутствие потребности в совершенствовании своих действий.
-Направленность на осуществление каких-либо действий, а не реализацию замысла игры.
Операционально-техническая сторона игры так же имеет свои особенности:
-Недостаточно используют предметы – заместители, чаще всего за конкретным предметом закрепляется конкретный заместитель.
-При овладении ролью одна роль закрепляется за ребенком и используется им постоянно.
Такие особенности игры у детей с ЗПР связаны с:
-Трудностью формирования представлений.
-Недостаточностью регуляции деятельности.
-Недостатком общения по линиям: «взрослый ребенок; ребенок взрослый».
-Трудностью осмысления мира человеческих отношений.
Этапы формирования игры у детей с ЗПР
1-ый этап – создание у детей положительного отношения к игрушкам, привлечения внимания к различным способам действий с игрушкой.
2-ой этап - формирование специфических игровых действий.
3-ий этап: - обучение планированию игры.
4-ый этап: - формирование способности создавать воображаемую ситуацию.
Так же игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: Узнавание, здесь дети с ЗПР испытывают трудности; Создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).
Тактильно-двигательная функция. Не меньшее значение имеет и проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты.
Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умение действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умение ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).
У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР носит эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся дошкольников дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно-ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры.