Елена Шарапова
Использование интегрированного подхода в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время воспитательно-образовательный процесс должен быть направлен на сохранение здоровья ребёнка, развитие базовых качеств личности, использование игры как основного вида деятельности. Магистральной линией в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий, что позволяет давать достаточный объём знаний, не допуская учебных перегрузок и исключая возникновение неврозов. Обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности. Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким. Возросший в последнее время интерес к таким занятиям закономерен, так как многие педагоги понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным. Интегрированные занятия позволяют ребё нку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познаёт законы и специфику родного языка; в игровой форме обогащает свой словарь, развивает коммуникативные умения. Учится свободно общаться и высказывать свои мысли. Комплексные занятия включают в себя блоки знаний двух или более предметов. При его подготовке необходимо выделить главную задачу и следить за тем, чтобы она оставалась направляющей по всем представленным блокам. Большой плюс интегрированных занятий в том, что они проводятся в игровой форме, включают много видов двигательной активности: динамические паузы, игровой самомассаж, пальчиковые игры и др.
Публикация «Использование интегрированного подхода в работе с детьми» размещена в разделах
Успешная коррекционная работа в ДОУ может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников. Создание коррекционно-развивающего обучения в логопедической работе строится с учётом ведущих линий речевой деятельности – фонетики, лексики, грамматики – и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребёнка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: сказкотерапия, психогимнастика, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, логоритмика, игровой самомассаж и др. Интеграция на современном этапе соединяет в себе понятие комплексности, предметности в организации коррекционно-развивающего обучения, это процесс и результат неразрывно связанного, единого цельного. Дошкольниками реализуются следующие виды деятельности: игровая, речевая, учебная, трудовая. Речевая деятельность – один из важнейших видов деятельности, ведь речь – не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации, средство самопознания, саморазвития. Речевая деятельность проникает во все другие виды деятельности. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, через игру эффективно реализуется познавательная, продуктивная деятельность. В процессе игры создаются благоприятные условия для умственного и физического развития, совершенствования психических процессов, формирования личности ребёнка. Познавательная деятельность позволяет получать знания, находить способы приобретения этих знаний и применять их на практике – в конечном итоге даёт возможность коррегировать речевые и мыслительные процессы. Смена видов деятельности способствует активизации детей, концентрирует внимание, переключаемость, повышает работоспособность, снимает усталость, предупреждает утомляемость. Необходимо помочь ребёнку с ОНР преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на формирование личности ребёнка, оказывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию отрицательных черт личности. Это отрицательно сказывается на овладение грамотой, на успеваемость в школе. Коррекционная работа с детьми направлена на преодоление речевых психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. В основу этих занятий положен комплексно-тематический метод с сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Если использовать сказкотерапию в комплексе с традиционными методами, то это даёт наиболее эффективный результат в коррекционной работе. На таких занятиях реализуется основной принцип специального обучения – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:
- развитие слухового внимания;
- развитие сенсорных и моторных функций;
- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
- развитие мимической мускулатуры;
- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения,
восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
- формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).
Комплексно-тематические занятия обращены к душе ребёнка, его чувствам. Они пробуждают доброту, пробуждают доброту, вызывают желание совершать добрые поступки, воспитывают чувство прекрасного. При организации фронтальных логопедических занятий по коррекции произношения у дошкольников необходимо использовать комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация занятий более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют:
- развитию всех компонентов речи;
- формированию навыка звуко-слогового анализа и синтеза;
- развитию познавательных процессов;
- развитию творческих способностей детей;
- воспитанию нравственно-эстетических чувств. Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Некоторые варианты организации занятий с использованием :
- сказочных сюжетов;
- элементов фольклора;
- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
- литературных персонажей;
- известных и придуманных игр;
- элементов сюжетно-дидактической игры;
- сюжетных и пейзажных картин;
- специально изготовленных пособий – рисунков, коллажей, мозаик, панно;
- настольно-печатных игр;
- сюжетов и героев мультфильмов. Структура фронтальных занятий по звукопроизношению включает обязательные элементы:
1. оргмомент;
2. сообщение темы занятия;
3. характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам;
4. произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;
5. произношение звуков в словах;
6. физминутка;
7. работа над предложением;
8. обучение элементам грамоты;
9. итог занятия.
Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные:
- задания на развитие функции языкового анализа и синтеза;
- подготовка к обучению грамоте;
- лексико-грамматические задания;
- физпаузы (взаимодействие речи и движений);
- голосовые, дыхательные, мимические упражнения;
- имитация движений и действий;
- творческие задания;
- словотворчество;
- упражнение на развитие познавательных процессов;
- стихи, диалоги.
Данные элементы дополняют содержание занятия и направлены на
всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.
Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов
сюжетно-тематических фронтальных занятий.
1. Организационный.
Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на
учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, включаются релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего «я»,развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
2. Сообщение темы занятия.
Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно
перейти к теме занятия. Перед детьми обычно выставляются игрушки,
плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки из названия персонажей. На других занятиях детям предлагается повторить и отгадать загадку, все слова которой содержат изучаемые звуки. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
- уточняется артикуляция – положение губ, языка, и зубов при произношении изучаемого звука;
- уточняются акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок
(глухие или звонкие); поётся или не поётся звук (гласные или согласные,
мягкость и твёрдость;
- находится образное сравнение звука;
- звуки обозначаются цветовыми символами (мягкие – зелёным цветом, твёрдые – синим, гласные – красным).
Для определения характеристики звуков помогают «Девочки-звуки»
(гласные, «Мальчики-звуки» (согласные, в разных костюмчиках, с
колокольчиком и без него.). Соответственно, «Девочки-звуки» в красных
костюмчиках с колокольчиком (гласный звук, участвует в образовании голос).
«Мальчики-звуки» в синих костюмчиках с колокольчиком (согласный звук, звонкий, твёрдый, без колокольчика – согласный, глухой, твёрдый. «Мальчики-звуки» в зелёных костюмчиках с колокольчиком (согласный звук, звонкий, мягкий, без колокольчика – согласный, глухой, мягкий.
Для последовательного ответа по определению характеристики используется схема.
4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.
Одной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторяют «вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовёнком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке. Проводятся игры «Наоборотики» – преобразование слогов (твердые в мягкие, мягкие в твёрдые).
5. Произношение звуков в словах.
На этом этапе занятий решаются следующие задачи:
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- уточнение и расширение лексического запаса;
- овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования,
постижение смысла и многозначности слов;
- развитие слухового внимания и зрительной памяти;
- овладение простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза.
Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного
материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется, а если и выставляется, то только после называния слов детьми. Здесь фонематические представления детей, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей. Проводятся игры на развитие слухового внимания: «Узнай инструмент», «Слушай и делай», «Делай как скажу, а не как покажу», «Будь внимателен», «Подскажи словечко», «Послушай и сделай», «Дятел», «Какое слово отличается от других?», «Четвёртый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?».
Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько
родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т. д., способствует развитию
логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова, - развивает звуковое чутьё.
Проводятся игры «Угадай звук в слове?», «Определи место звука в
слове?»
Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведётся
работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.
Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук
потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с
переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.
Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что
изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?»
Языковый анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая
ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части задания – там, где это вызовет наибольший интерес у детей.
Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают
рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием.
Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.
6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы
переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это: - снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики.
Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики.
Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Физминутка проводится и в форме психофизической гимнастики,
7. Работа с предложением.
Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям:
- согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- образование относительных прилагательных.
Забавными и интересными бывают задания с просьбой определить предметы на ощупь, которые развивают осязание.
Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в
словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.
На данном этапе занятий решаются следующие задачи:
- установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
- актуализация накопленного словаря;
- формирование связности и четкости высказываний;
- работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений;
- анализ и синтез словесного состава предложения. Как средство
предупреждения дисграфии.
Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой.
Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания, в
которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом.
Обязательным условием при выборе принципов и приёмов организации
заданий на этом этапе работы над предложением должна быть логическая и игровая связь с сюжетом занятия.
Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями ведётся работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях, даются задания, в которых дети исправляют ошибки логопеда.
8. Произношение звука в связной речи.
Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного
произношения звуков в связных текстах, т. е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:
- развитие воображения и творческой фантазии;
- развитие словотворчества;
- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими
произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками, занимательны и доступны, и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию
ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.
Развитие связной речи способствует запланированное или экспромтное
построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуации направлено на формирование логических умозаключений.
Организуется пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной
театрализацией действий (имитация движений, разыгрыванием сценок и т. д.)
Кроме того, попутно решаются задачи нравственно-эстетического
воспитания детей.
9. Обучение элементам грамоты – это завершающий этап занятия,
предусматривающий решение следующих задач:
- познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
- научить детей прочитать эту букву, а также слоги и слова с ней;
- научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова с ней.
При решении первых двух задач связывается звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети чётко понимают, что главным отличием звука от буквы является то, что звуки мы слышим, а букву видим и читаем. Варианты заданий для решения этих задач самые разные.
Знакомство с буквой, обозначающей изучаемый звук, начинается обычно с
того, что детям демонстрируется заглавная и строчная печатные буквы. Дети разыскивают новую букву в Звуко-буквенном городе и в буквенных кассах. Строчная и заглавная буквы сравниваются – отмечаются их сходство и различие. Затем определяется, на что похожа та или иная буква т. е. при совместном творчестве либо по инициативе логопеда создаётся зрительный образ буквы (показ буквы из весёлой азбуки, приводится образное четверостишье. Для более прочного и образного запоминания буквы используется приём, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурках, наложенных друг на друга. Используется конструктор «Собери букву» (складывание буквы из
элементов). Кроме того, дети изображают букву с помощью пальцев или
показывают конфигурацию буквы позами. Итак, в начале дети выкладывают изображение буквы из счётных палочек, «рисуют» пальчиком в воздухе, на столе, затем учатся писать печатную букву в тетрадях. Письмо диктантов предупреждает дисграфию, формирует навык грамотного письма. Задания на чтение буквы, слогов и слов с изучаемой буквой используются только уже известные детям буквы. Это определяется принципом – от более простого на начальных стадиях занятий с детьми в начале учебного года к более сложному на поздних этапах - к концу учебного года. В занятиях используются разнообразные приёмы. Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, и таким образом, чтобы у детей формировалось осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов. Детям предлагается составлять слова из букв в определё нной последовательности: слова с одной заданной пропущенной буквой, слова из переставленных или перепутанных букв,а также слова, в которых одна буква заменяется на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (кошка – кашка, галка – палка, почка –бочка).
Кроме того, составляются и прочитываются слова из известных
«рассыпанных» букв или слогов. Более сложные задания для детей –
кроссворды, ребусы и игры типа «Поле чудес».
По мере овладения чтением задания на чтение слов уже даются и на других этапах занятия.
Естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятия
является игровая и такая, в которой с минимальными затратами решается более полный комплекс задач.
10. Итог занятия.
На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т. е. определяется
результативность. Естественно, она не проводится в форме «Это хорошо, а это плохо». Скорее, здесь присутствует положительная эмоциональная оценка типа: «Спасибо. Дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходиться расставаться». Обязательное условие – передача положительных эмоций.
Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.
Дети на логопедических занятиях вырабатывают навык продуктивной учебной деятельности, устраняется фонетико-фонематическая недостаточность, развивается связная речь, формировался навык звукового анализа, а затем и послоговое чтение. Таким образом, на коррекционных логопедических занятиях реализуется комплексный подход, решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития (фонетика, просодика, лексика, грамматика, связная речь, развитие артикуляции). Занятия несут развивающую, стимулирующую направленность.
Использование разнообразной детской деятельности развивает начальный лексикон ребёнка, коммуникативные навыки, способствует повышению речевой активности, продуктивности коррекционной работы с целью устранения речевых дефектов.