Осипова
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена проблеме физического развития дошкольников с задержкой психического развития с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий. Рассмотрены эффективные приёмы в коррекционной работе с детьми.
Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, деятельность, развитие, дошкольный возраст.
Публикация «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом [5].
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что при ЗПР происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и отмечается задержка физического развития ребёнка. У такой категории дошкольников наблюдается нарушение как мелкой, так и общей моторики, характерна общая скованность и замедленность выполнения движений; нередко отмечается гипер- или гиподинамия, мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса.
Одним из средств решения обозначенных проблем становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Что же такое «здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников [2].
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни [5].
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.
Их можно выделить в три подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников [2].
Дети с ЗПР, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. Д [3].
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольное образование я пришла к выводу, что необходимо отойти от традиционной модели, найти новые формы образовательного процесса и изменить его содержание.
Успешное решение задач по укреплению здоровья ребенка, используя здоровьесберегающие технологии, стало для меня профессиональным интересом. Я уделяю особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии : логоритмика, йога, ритмопластика, динамические паузы, суставная гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, игры на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, психогимнастика.
Одним из эффективных приёмов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимодействует с движениями - логоритмика. Эти упражнения можно использовать в различных моментах образовательного процесса, это, безусловно, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, динамические паузы на занятиях, прогулках.
Подвижные игры проводятся ежедневно для всех возрастных групп, на прогулке и в групповой комнате, подвижные игры малой и средней степени подвижности.
В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике йога основное внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметы. Использование знакомых образов помогает детям ярко представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Использование модифицированных для дошкольников асан является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний. При их выполнении у детей улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка [1].
С целью научения детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело, можно использовать упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма, т. е. проводить с детьми релаксацию. Для этого используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Проведение пальчиковой гимнастики тренирует мелкую моторику рук, стимулирует речь детей, развивает пространственное мышление, внимание, воображение, быстроту реакции. Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени, может использоваться как динамическая пауза при проведение образовательной деятельности.
Гимнастика для глаз проводится в режимных моментах в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Так же и пальчиковая гимнастика может использоваться как динамическая пауза.
Применение дыхательной гимнастики активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Психогимнастика - снятие эмоционального напряжения. Упражнение детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью; вспыльчивым, замкнутым детям, с неврозами, нарушениями характера, с легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения, используется в непрерывной образовательной деятельности. Мимика тесно связана с артикуляцией. Изображение на лице различных эмоций способствует развитию у ребенка не только мимической, но и артикуляционной моторики.
Комплексная целенаправленная работа с детьми с ЗПР с использованием здоровьесберегающих технологий позволяет скоррегировать отклонения детей в физическом развитии и составляет существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности дошкольника.
Список литературы:
1. Иванова Т. А. Йога для детей. Парциальная программа для детей дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство Детство-пресс»,2015.-192 с.
2. Безруких, М. М. Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет/ М. М. Безруких. – М. : ВЛАДОС, 2001. - 333 с.
3. Бутко, Г. А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития/ Г. А. Бутко. - М. : «Книголюб», 2006. - 144 с.
4. Мастюкова, Е. М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития/ Е. М. Мастюкова. - М. : АРКТИ, 2004. - 192 с.
5. Карепова, Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников/ Т. Г. Карепова. - Издательство «Учитель», 2014. - 172 с.