Светлана Мехнина
Использование инновационных технологий в познавательно — речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна сколько – нибудь сложная форма психической деятельности человека не протекает без прямого или косвенного участия речи. По мнению Выготского речь позволяет совершенствовать мыслительные операции. Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребёнка.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
Публикация «Использование инновационных технологий в познавательно — речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
Игра «Забывчивый покупатель» (составление описательного рассказа)
Перед продавцом на столе разложены картинки с изображением грибов (или другой тематики). Покупатель говорит, что он забыл название гриба, который хочет купить. Продавец просит описать его, затем предлагает составить рассказ о грибе не называя его.
Игра «Эстафета» (развитие логического мышления)
Взрослый называет какое-либо время года и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч и называет признак этого времени года, а затем подаёт мяч другому ребёнку, который тоже называет признак этого времени года. Дети, не назвавшие никакого признака выбывают из игры.
Игра «Придумай загадку» (составление описательного рассказа)
Перед детьми предметные игрушки (мяч, петушок и т. д). Дети должны придумать загадку, ориентируясь на признаки предметов, их сходство с другими предметами и отличие от других, на их свойства. (мяч – круглый, резиновый, прыгает; петушок – птица, но не летает, с крыльями, но не самолёт)
«Угадай, кто улетел» (расширение словаря существительных по теме)
На фланелеграф выставляются картинки с избражение птиц. Дети внимательно их рассматривают, затем закрывают глаза. Убирается одна картинка. Дети отвечают, какая птица улетела.
Игра «Что делают птицы?» (активизация глагольного словаря по теме)
Взрослый просит детей вспомнить слова-действия, с помощью которых можно описать жизнь птиц (прилетать, петь, откладывать, высиживать, вылупляться, щебетать, уничтожать (вредных насекомых, улетать).
Взрослый: Ребята, видите, как много слов мы с вами знаем. А теперь давайте попробуем рассказать о жизни птиц, используя эти слова.
Дети составляют предложения по опорным словам.
Игра «Назови зимние слова» (расширение словаря по данной тематике)
Взрослый бросает мяч ребёнку, он называет любое слово, которое подходит для этого времени года (санки, коньки, снежинка и т. д) Игра проводится аналогично по другим временам года.
Работа с родителями:
Игра «Я дарю тебе словечко»
Цель: расширить словарь ребёнка.
Один раз в неделю родители «дарят» ребё нку новое слово и обязательно разъясняют значение : весенние (капель, проталина, сладкие (мармелад, щербет, джем). Дети приносят в детский сад подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Все бумажки складываются в коробочку, это копилка. Бумажки со словами высыпаются в шляпу, дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий объясняет значение. Если ребёнок справился с заданием получает фишку.
Игра «Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты?
Игра «Угощаю»
Ребёнок называет «вкусное» слово и кладёт вам на ладошку, затем вы ему и так до те пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые»,
«солёные», «горькие» слова.
Развитие ума ребёнка невозможно, во – первых, без повседневного накопления знаний; во-вторых, без постоянной их систематизации и обобщения; и, в – третьих, без применения этих знаний в деятельности и их коррекции на основе полученного опыта.
Главное – обобщение и систематизация представлений детей по тем или иным признакам, свойствам, выделенным у объектов и явлений природы в ходе познания. Помогает решить задачу обобщения и систематизации знаний освоение ребёнком сенсорных эталонов и понимание простейших связей, существующих в природе: причинно-следственных, морфо - функциональных, временных, пространственных и другие.
Основные познавательные умения :
- различение объектов по сенсорным признакам и использование в процессе познания всех возможных способов сенсорного анализа;
- овладение навыками сравнения объектов и явлений природы по заданным свойствам, умение самостоятельно выделять некоторые основания для сравнения;
- умения устанавливать разнообразные (простейшие) связи природных явлений (морфо - функциональные, причинно-следственные, временные);
- обобщать объекты по сенсорным признакам с помощью моделей.
Вместе с познавательными, ребёнок осваивает и речевые умения :
Составляет описательные рассказы;
- отражает в речи результаты наблюдений;
- узнаёт и запоминает множество слов, отражающих свойства объектов, меру качества признаков, связи, видовые и родовые обобщения (животные, растения, живое – неживое и др.); слова и выражения, отражающие переживания, социально – нравственные представления детей: эмоционального сочувствия, сопереживания, радости, удивления и др.
Целесообразно организовывать работу с детьми в два – три этапа. На первом этапе – на основе непосредственных наблюдений за природой – накапливать конкретные преставления об объектах и явлениях природы, на последующих – осуществлять их систематизацию и обобщение, создавать условия для применения детьми знаний.
Это обеспечит постепенность усложнения как самих представлений, так и освоения познавательных, речевых и практических умений.
В процессе работы с детьми постоянно обеспечивать их познавательную активность посредством использования методов
-наблюдения;
- игрового моделирования;
- экспериментирования;
- проблемно-игровых ситуаций;
- ТРИЗ;
- мнемотехники
Развитию умения выявлять и абстрагировать свойства, сравнивать предметы по их свойствам, классифицировать и обобщать и т. д помогает использование дидактической игры Логические блоки Дьенеша, разработанные венгерским психологом и математиком Дьнешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к освоению математики. С логическими блоками ребё нок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, а походу действий рассуждает.
Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Палочки Кюизенера как дидактическое средство соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного наглядно-образного. Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Палочки Кюизенера и Логические блоки Дьенеша являются орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребёнка.