Папки-передвижки

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности

Надежда Чугунова
Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности.

Методическая разработка

Выполнила Чугунова Н. Н., воспитатель группы компенсирующей направленности МКДОУ №34 г. Никольское, Тосненского района, Лениградской области.

«Я слышу- и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю» Японская пословица

Публикация «Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

Актуальность. Дети с общим недоразвитием речи – это очень неоднородная группа дошкольников. Для таких детей, кроме нарушения произношения, бедности словаря, несформированности грамматической стороны речи, характерны нарушения в развитии познавательных процессов, слабое абстрактное мышление и нарушение координации движений. Необходимо учитывать индивидуальные способности детей, создавать благоприятные условия для их развития. Я решила, что занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, развить навыки общения, приобрести умение осуществлять совместную деятельность. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе дошкольного и начального образования. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе на развитие речи. Гармонизирует работу полушарий мозга, и помогают развитию творческих задатков у ребенка. В основе этого процесса лежит стремление к познанию неизведанного, нового о мире. При этом дети преодолевают сомнения, становятся уверенными в своих силах и эффективно осуществляют практическую деятельность. Познание - это творческая деятельность ребёнка, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание позволяет расширить горизонты понимания самого себя через ощущение, восприятие, представление. Чтобы понять какую-либо науку или овладеть искусством, практически всем детям необходимо прожить период детства естественно, природосообразно (так ещё говорили Коменский, Локк, Песталоцци, Ушинский, Макаренко, отдав первое место не только играм, но и труду, ручному в первую очередь. Любой вид ручного труда должен соотноситься с врождёнными способностями каждого ребёнка. Один из видов ручного труда - это ОРИГАМИ (искусство складывания из бумаги). Древнее японское изобретение, при котором, голова работает руками ", и очень успешно. Идея оригами настолько проста, что проще не бывает. Складывая квадратный листок бумаги, надо получить какую-то выразительную фигурку. При этом не нужны ни ножницы, ни клей, а лишь квадратный лист бумаги - и процесс пошёл. Эта техника знакомит детей с основными геометрическими понятиями, способствует развитию глазомера и обогащению словаря специальными терминами, служит средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми. Оригами дает возможность объяснить детям наглядно, что такое целое и его части, а также учит разбивать целое пополам, на три, четыре и более частей. В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.

Одной из задач оригами является то, что в процессе работы дети должны научиться в любой модели и в любом изделии выявлять простые геометрические формы, плоские или объемные, в зависимости от его назначения. Дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственных образах. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей :

- умение слушать воспитателя

- принимать умственную задачу и находить способ ее решения

- развитие самоконтроля и самооценки

- развитие познавательных процессов.

- способствует развитию концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

-стимулирует и развивает память, так как чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.

- совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.

- способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, и т. д.

.На протяжении года работы с детьми сложился определё нный алгоритм:

- знакомство с базовыми формами;

- знакомство с условными знаками, со схемами;

- поэтапное изготовление игрушки;

- выполнение работы.

Основной особенностью при организации занятий по оригами являются базовые формы, от самой простой «треугольник» до сложной «птица». На каждом занятии тщательно работаю над складыванием базовой формы каждым ребенком, что позволяет детям сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее складывания. Использую различные методы и приемы для лучшего условия детьми навыков складывания, например : а) наглядный метод – использую показ полного образца; показ ребенком, частичный показ образца; б) словесный метод – вопросы к детям; в) для создания интереса у детей использую сюрпризные моменты; г) художественное слово – прежде чем приступить к изготовлении поделки, читаю детям стихи, сказки, рассказы, загадки. Слушая чтение художественного произведения, ребенок воображает себе происходящее, у него возникает переживания по поводу того или иного поступка литературного героя. д) использую на занятиях игровые приемы: дидактические игры, подвижные игры. Например, для активизации познавательной деятельности, предлагаю детям такую игру: «Назови геометрическую фигуру», которая направлена на зрительное обследование и узнавание геометрических плоскостных фигур. Для развития наблюдательности использую такие дидактические игры, как например «Найди сходство и различие», «Собери разбитые предметы» и т. д. Научившись конструировать игрушку, дети легко показывают как ее складывать. Труднее дается дошкольникам описание словами своей игрушки (поделки). Поэтому на занятиях по оригами мне приходится много работать над проговариванием детьми своих действий, используя при этом специальную терминологию. Например : левая, правая, верхняя, нижняя сторона (углы, диагональ, вертикаль, горизонталь и др. Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов учу своих детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего обмена в преобразованной форме. На занятиях по оригами дети получают большие возможности для творчества. В этом возрасте дети начинают стремиться к конечному результату, т. е. изготовлению изделия, а также его оформлению. Им свойственно желание внести что-то новое, украсить вещь по –своему, ощутить результат собственного творческого поиска. Занимаясь с детьми дошкольного возраста, желательно показывать, как складывается фигурка. Для этого необходимо вначале самим освоить сборку той или иной модели. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполненного образца, с демонстрации красивых и сложных моделей, рассказывать об оригами, чтобы заинтересовать детей. В своей работе я последовательно использую систему “от простого к сложному”. После того, как дети освоили технику выполнения поделок на основе пооперационных карт, я ввела схемы. Сначала я подбираю материал, который удобен для создания определённой фигурки. Эта маленькая исследовательская деятельность проявляется в том, что дети из предложенного материала (картон, салфетки, гофрированная, писчая, обёрточная бумага и т. д.) выбирают удобную. Работая со схемами, познают элементы геометрии. Подбирая бумагу по цвету, у детей развивается художественный вкус. Занятия должны быть посильными, привлекательными и полезными. Подобно шахматным дебютам, первые этапы складывания фигурок производятся по стандартной схеме до получения одной из базовых форм. Далее множество комбинаторных вариантов приводит к появлению бесконечных множеств моделей оригами. Цель: развивать познавательные и речевые способности детей старше подготовительной группы компенсирующей направленности используя технику оригами.

Задачи:

-Знакомить с основными геометрическими понятиями.

-Улучшать способность следовать устным инструкциям.

-Развивать уверенность в своих силах и способностях.

-Развивать память, мышление, воображение. - эстетическое и умственное развитие дошкольника на занятиях по творческому конструированию - осознание результата собственного труда

Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами :

1. Владение ножницами.

2. Обработка квадрата.

3. Создание основ оригами :

а/ складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /

б/ складывание сторон от одного угла к центральному сгибу

в/ деление квадрата на четыре части:

- вкладыванием боковых треугольников внутрь

- вкладыванием боковых сторон внутрь

г/ складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон

д/ складывание складкой

е/ частичное отгибание и вкладывание углов

4. Аппликативное оформление оригами.

5. Составление творческих композиций.

Общие правила при обучении технике оригами

1. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.

2. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, белой или цветной.

3. Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей.

4. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.

6. Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться.

7. Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца. Заключение: Оригами является универсальным способом обучения, её можно прекрасно использовать во всех образовательных областях. Занятия оригами полностью соответствуют требованиям современного детского сада, так как они являются личностно-ориентированными и обеспечивают дифференцированный подход к воспитанникам. В процессе занятий каждый ребенок может работать на своем уровне сложности и с учетом своих психологических особенностей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по оригами в старше – подготовительной группе компенсирующей направленности МКДОУ №34 г. Никольское «Веселый снеговик»

Цель: Развивать умения и навыки создавать поделку в технике “ Оригами”

Программное содержание:

1. Выполнять действия в соответствии с устной инструкцией.

2. Продолжать формировать у детей пространственную ориентировку и пространственные представления.

3. Развивать внимание, память, воображение, мышление.

4. Продолжать обучать детей ориентироваться на плоскости листа бумаги.

5. Развивать мелкую моторику.

6. Развивать умение складывать и преобразовывать базовую форму – «квадрат» и «прямоугольник».

7. Закреплять приемы складывания прямоугольника и квадрата.

8. Развивать умение работать по операционным картам.

Коррекционные задачи:

1. продолжать коррекцию речевого развития детей.

2. уметь оречевлять действия.

3. активизировать словарь по теме «зима»

4. обогащать словарь специальными терминами (угол, сторона, диагональ)

5. развивать умение отгадывать загадки

Предварительная работа:

Художественно – творческая деятельность: лепка «Зимние забавы», рисование на тему: «Веселые снеговики», разучивание стихов о зиме, отгадывание загадок по теме: «Зима», чтение художественной литературы «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», рассматривание иллюстрации «Зимние забавы», «Зимняя прогулка». Создание пооперационных карт, прослушивание музыкального произведения П. Чайковского «Зимнее утро».

Материал и оборудование: два прямоугольника из белой бумаги размером 7,515, и 612 см, квадраты из бумаги синего цвета размером 66 см, клей- карандаш, фломастеры, пооперационные схемы к оригами «снеговик», музыкальное произведение П. Чайковского «Зимнее утро».

Ход непосредственно- образовательной деятельности

Воспитатель: Звучит музыка, П. Чайковский «Зимнее утро»

Воспитатель: Какое настроение вызывает эта музыка? Ответы детей : веселое, бодрое, смешное. Воспитатель: Чем многие дети любят заниматься зимой? Как вы думаете? (обращаю внимание детей на иллюстрацию «Зимняя прогулка») Ответы детей. Какие зимние забавы вы знаете? (катание на лыжах, коньках, санках, ватрушках, лепим снежную крепость, лепим снеговика).

1. А теперь попробуйте отгадать загадки:

Есть ребята у меня два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня (Коньки)

2. Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги и по большим снегам беги. (Лыжи)

3. Я катаюсь на нем до вечерней поры,

Но ленивый мой конь, возит только с горы

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу. (Санки)

4. Меня не растили, из снега лепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза – угольки, руки – сучки.

Холодный, большой, кто я такой? (Снеговик)

Упражнение снеговик (координация речи с движением, развитие общих речевых навыков)

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок Идут по кругу, изображая будто катят перед собой снежный ком.

Он превратится в толстый ком «Рисуют» руками большой круг

И станет ком снеговиком «Рисуют» снеговика из трех комков

Его улыбка так светла! Широко улыбаются

Два глаза, шляпа, нос, метла Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.

Но солнце припечет слегка-

Увы! – и нет снеговика Медленно приседают. Разводят руками, пожимают плечами.

Воспитатель: Ой, ребята мне сегодня почтальон передал телеграмму. Из Великого Устюга от Деда Мороза. Он пишет, что его помощник снеговик – почтовик потерялся в дремучем лесу. Ребята Дед Мороз просит Вас помочь ему отыскать верного, преданного друга. Давайте поможем отыскать снеговичка. И для этого позовем на помощь других снеговиков. А где же мы их найдем? Ответы детей : слепим, нарисуем, слоим из бумаги.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте сложим наших снеговиков из бумаги. (Показ готовой фигурки снеговика – оригами). Перед тем. Как складывать снеговика разомнем и подготовим наши пальчики. (Пальчиковая гимнастика)

«Много могут пальчики,

Озорные мальчики,

Могут карандаш держать,

Чтоб картинки рисовать,

Из бумаги птиц сложить,

И машинку, и зверей

Приготовить поскорей»

Объяснение воспитателя. Давайте сядем за столы. Какие геометрические фигуры мы будем использовать для изготовления поделки. Ответы детей. Покажите прямоугольник, квадрат. Чем отличается прямоугольник от квадрата. Ответы детей. Из скольких комков состоит снеговик. Какой они формы? Мы будем складывать из прямоугольника - большой и средний ком, а из квадрата – маленький ком. Прежде чем складывать снеговика, вспомните, что главное в работе «оригами». Ответы детей : внимательно слушать, не забегать вперед, и не отставать. У вас на столах есть подсказки- схемы, ими мы тоже будем пользоваться. Воспитатель: А что мы называем «утюжками»? Ответы детей : наши пальчики. Деятельность детей. Сначала внимательно смотрите и слушайте как я делаю. Берем большой прямоугольник. Покажите длинные стороны и короткие. Кладем прямоугольник горизонтально, перегибаем его пополам, чтобы длинные стороны совместились. Разворачиваем. Что за линия получилась? Ответы детей : линия сгиба. Воспитатель: А дальше выполняем по схеме. Теперь уголки согнули, сначала верхние, потом нижние. Уголки должны совпасть. Переворачиваем деталь на другую сторону. Вот и получился ком. Воспитатель: Теперь берем маленький прямоугольник. Выполняем тоже самое, по схеме. Новое задание. Нужно раскрыть или расплющить карманы. Давайте представим, что в норку забежала лисичка (пальчик помещаем в карман, расслаивая бумагу). Давайте прогоним лисичку, и сломаем норку (проглаживаем сгиб сверху пальцем). Лисичка убежала (убираем пальчик, проглаживаем сгибы). Получился средний ком. Воспитатель: Теперь осталось сделать маленький ком. Из какой фигуры? Берем квадрат белой стороной вверх, смотрим на схему: поворачиваем уголком на «животик» и складываем «косынкой». Разворачиваем. Какая линия получилась. Ответы детей : линия сгиба. Поворачиваем линией сгиба на «животик». Правую сторону сгибаем к линии сгиба и левую сторону. Разворачиваем. Смотрим на схему. Теперь левую сторону сгибаем к линии сгиба. Переворачиваем. Верхний угол опускаем вниз, а нижний угол поднимаем вверх. Воспитатель: Что получилось? Ответы детей : Маленький ком вместе с ведром.

А теперь осталось все детали склеить между собой. Прежде чем соединять детали – давайте отдохнем.

Физкультминутка. «Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

воспитатель: Садимся и склеиваем части. Сначала приклеиваем большой ком, на него ставим средний ком, и самым последним приклеиваем голову с ведром – маленький ком. Нашим снеговикам чего то не хватает? Ответы детей. (нос – морковка, глазки, шарф, пуговиц, метлы).

Заключение. Возьмите ваши фломастеры, карандаши и закончите поделку. Какие замечательные друзья снеговики у вас получились. А теперь нам надо с ними попрощаться и я помогу отправить их к Деду морозу на поиски снеговика- почтовика. Они обязательно отыщут своего друга.

Используемая литература

1. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги [текст, образцы]- М. : “Просвещение”, 1999 143 с.

2. Долженко Г. И. 100 оригами [текст, образцы, схемы]- М. : Академия “Холдинг”, 2004 -222 с.

3. Сержантова Т. Б. 366 моделей оригами [текст, образцы, схемы]- М. : –“АРИС –ПРЕСС”, 2004 – 186 с.

4. Соколова С. Школа оригами [схемы] – М. : Изд-во Эксмо – 175 с.

5. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребёнка [текст]- Ярославль, ООО “Академия развития”, 1996 –с. 34-48

6. Черныш И. В. Забавные поделки к праздникам [текст, образцы, схемы]- М. : “АРИС – ПРЕСС”, 2004 190 с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Формируем представление о дружбе» Пояснительная записка Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственному качеств, ее острота не ослабевает никогда. В нравственном воспитании.

Методическая разработка «Хорошие и плохие поступки» Цель: -создавать положительный настрой, желание быть хорошим и понятным другим; -развивать умение управлять собой и своими эмоциями; -продолжать.

Отчет о мероприятиях к Дню защитника ОтечестваОтчет о мероприятиях к Дню защитника Отечества «Наши дедушки, папы, братья – защитники России». Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время является одной.

Методическая разработка на тему «Правовое воспитание дошкольников» «Правовое воспитание дошкольников» "Знать свои права и уметь за них бороться– значит, быть сильным. Уважать права других – значит, быть.

Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки»Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки» Танец с веночками Кол-во детей: 6-8 девочек Возраст: 6, 7 лет. Атрибуты: веночки Музыка: «Улетай на крыльях ветра» А. П. Бородина в исп.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр» .

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Проект «Мир драгоценных камней» Автор проекта: Першина Людмила Николаевна. ГБДОУ детский сад №9. Калининского района, г. Санкт-Петербург. Образовательная область - познание.

Программно-методическая разработка работы педагога ДОО с детьми с ОВЗ Как работать педагогу ДОО с детьми с ОВЗ по разным образовательным областям? Согласно стандарту, содержание программы ДОО должно обеспечивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 22 марта 2016 в 20:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Чугунова (УИ 229127) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД