Ирина Борисова
Использование инновационных технологий в логопедической работе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных технологий в логопедической работе в ДОУ.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, covid@78cge.ru с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка, пробуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы, а также нарушения в развитии, обучении, общении и в поведении.
Публикация «Использование инновационных технологий в логопедической работе в ДОУ» размещена в разделах
Сегодня перед системой образования стоит задача – создать такое образовательное пространство, в котором устанавливается полное соответствие особенностей индивидуальности ребенка и социальной обстановки, что требует безусловной смены приоритетов. Главным для современного образования становится не система каких-либо знаний, а благополучие ребенка, способного усвоить необходимые для реальной жизни знания, чтобы состояться в успешном жизненном процессе, не зависимо от начальных координат его рождения.
Реализовать современные задачи обучения детей с нарушениями речи можно, используя инновационные, нетрадиционные методики и методы обучения:
1. Методика психогимнастики М. Чистяковой, направленная на развитие и коррекцию различных сторон психики, обучающая ребенка справляться с жизненными трудностями.
2. Методика развивающегося обучения М. Монтессори, удивительно технологичная и продуманная, позволяет развиваться ребенку в его собственном темпе, соответственно его способностям, направленная не на заучивании информации, а на насыщения подсознания ребенка опытом, который, переходя в сознание, приводит к определенным выводам, стимулирует речь на выполнение своих главных функций: общение, познание, планирование, самопознание.
3. Методика Г. С. Альтшуллера «ТРИЗ». Суть её в том, что она учит детей логически рассуждать, строить систему, учит ставить перед собой цель и достигать её, вырабатывать самоконтроль, повышает работоспособность, является высоким критерием в становлении личности ребенка. А это как раз то, что необходимо раскрывать в детях с нарушениями речи, то что нужно в них развивать.
4. Развивающие компьютерные программы. Компьютерные логопедические программы условно подразделяются на три типа. Первый тип- программа «визуализатор», предназначенная для формирования, коррекции и оценки устной речи. Ко второму типу программ относится общеразвивающие программы, предназначенные для обучения чтению, развития внимания, памяти, логики. Третий тип программ можно обозначить как «программа-помощник», созданная как инструментальной средство, позволяющее моделировать логопеда материал программы по своему усмотрению, предназначенное для развития речи, коррекции произношения и развития фонематического слуха.
5. В системе традиционных и нетрадиционных методов логопедической коррекции всё больше места занимают специальные техники, куда входят следующие направления: куклотерапия, пескотерапия, арт-терапия, сказкатерапия. Значительный интерес в работе с детьми логопатами представляет куклотерапия, с применением терапевтической куклы, которая «оживает» в процессе взаимодействия с ребенком. Следующий – пескотерапия. Песок имеет свойство поглощать «негативную» психическую энергию человека, стабилизировать его эмоциональное состояние, делая его прекрасным средством для развития тактильно-кинестетической чувствительностью и мелкой моторикой рук. Арт-терапия-это метод воздействия посредством художественного творчества. Являясь средством невербального общения, арт-терапия становится особенно ценной для коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Сказкатерапия-общепризнанное средство воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Придуманное использование нетрадиционных методов с учетом многовекового опыта народа, индивидуальных компенсаторных возможностей каждого ребенка в отдельности, структуры дефекта дает возможность создать благоприятную почву для коррекции не только речевых дефектов, но и познавательных, эмоциональных поведенческих отклонений, улучшают общее состояние организма, что способствует эмоциональному благополучию и свободному развитию личности ребенка с речевыми нарушениями.