Вероника Кондрашова
Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста.
Процесс реорганизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без разработки инновационных форм, методов, средств и инновационных технологий.
Публикация «Использование инновационных форм, методов, технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Внедрение инноваций означает необходимость воспитателей подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа педагога не должна ограничиваться рамками исключительно старых и проверенных методов, необходимо некоторое разнообразие.
В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».
Инновационная деятельность воспитателя состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Цель использования инноваций - создать личностно-ориентированную образовательную среду в ДОУ, позволяющую формировать условия для полноценного физического, духовного психоэмоционального здоровья, межличностного, группового развивающего взаимодействия детей, родителей, педагогов и специалистов.
Задачи:
воспитывать социально–личностные качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески.
развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и другую активность детей в различных видах деятельности.
развивать умения детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышения уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.
Любая технология обладает средствами мотивирующими, активизирующими, формирующими деятельность воспитанников. В некоторых технологиях эти средства составляют основную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игра – это определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное и т. д.
Игровые технологии, которые я применяю в своей работе это:
Метод Монтессори основан на наблюдении, за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип Монтессори - педагогики – подвигнуть ребёнка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метола: «Помоги мне это сделать самому». Монтессори считает, что обучать – это значит:
1. создавать развивающую среду;
2. вместе с детьми выполнять несколько чётких и простых правил;
3. не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Всё довольно просто и жизненно: взрослый устанавливает порядок, а ребёнок развивается в рамках этого порядка, но только в своём собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям. Все эти требования, соответствуют ФГОС ДО.
Соты Кайе – «Систему «Соты Кайе» придумал изобретатель Виктор Кайе.
«Соты Кайе можно использовать с детьми в возрасте от 3 лет, для индивидуальной или коллективной игры. Это многофункциональная, вариативная дидактическая и игровая система. Данную игровую систему можно использовать и в домашних условиях, и в группе для конструирования, трансформирования, экспериментирования в области детского дизайна, для создания геометрических фигур, для игры в домино.
Я остановилась на данной игровой технологии потому что, она:
1. Формирует у детей логическое, творческое, ассоциативное мышление, сенсомоторные координации.
2. Помогает развивать фантазию, воображение, глазомер, творческое начало, индивидуальность, умение работать в коллективе
3. Способствует формированию таких качеств как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.
4. Способствует осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства композиции, пропорции, симметрии, формы и красоты.
5. формирование конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие детей.
6. Набор позволяет ставить перед детьми дидактические задачи: сборка композиции по заданию взрослого или по примеру, приведённому другими детьми. Способствует формированию самопроверки и самоконтроля, взаимопроверки, взаимоконтроля.
7. можно проводить конкурсы, соревнования, турниры.
Палочки Кюизенера
С помощью их в игровой форме можно довести до детей глубинное понимание основных математических понятий, развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
Цель методики Кюизенера – использование принципа наглядности.
С его помощью сложные абстрактные понятия из области элементарной математики – числа, количественные величины, соотношения между ними – представлены в форме, которая максимально доступна малышам – игре.
В России цветные палочки ДЖ. Кюизенера выпускают с 1993 года.
Десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счётные палочки Кюизенера:
1. Палочки – один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.
2. Все математические представления, ребёнок получает играя
3. палочки формируют у детей умение ориентироваться, как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.
4. благодаря использованию палочек у детей развивается логическое мышление.
5. Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.
6. Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в детских садах разных возрастных групп, и в школе.
7. Этот материал можно использовать с целью коррекции и индивидуализации обучения.
8. Игры с палочками дают возможность детям играть вместе, сообща, что позволяет им работать в команде, содержательно общаться.
9. Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.
Палочки Кюизенера используем с блоками Дьёныша, что позволяет расширить интерес и возможности детей в игре.
Кубики Никитина своими руками
Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам.
Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе. Детям нужно собрать картинки, основываясь на задания из специальных альбомов, придуманные самим воспитателем или детьми. Методика Никитина предполагает разные варианты кубиков и игр: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Кирпичики», и другие. Задания отличаются друг от друга по сложности. Мы опробовали и усвоили, пока, кубики Никитина, или их называют пазлы Никитина «Сложи узор».
Это самый простой вариант – набор из 16 кубиков и альбомы с заданиями. Кубики развивают воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза. Эти кубики я сделала сама из простых кубиков, попросила родителей, и они принесли, обклеила кубики по цветовой гамме соответствующей покупным кубикам и игра готова. Дети с удовольствием играют. Для игры используем альбомы «Разноцветный мир», «Чудо-кубики сложи узор», и др., а также можно распечатать иллюстрации с интернета.
Также я сделала для ребят игру «Геоконд» Воскобовича, которая формирует у детей умение ориентироваться на плоскости, развивает сенсорику, мелкую моторику, фантазию, логику, совершенствует интеллект, развивает творческие способности детей. Согласно определённым заданиям, дети натягивают резинки на гвоздики так, чтобы получился силуэт геометрической фигуры, цифры или другого задуманного изображения.
В своей практике использую игры с карточками по методике Макото Шичида, направленные на развитие памяти, логического и пространственного мышления, внимания, воображения, визуальное представление о буквах и цифрах. Данная методика помогла мне в подготовке детей к школе. Собрана картотека игр по методике М. Шичида.
Лэпбук – это наглядно – практический метод обучения, определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы.
Для разнообразия и мотивации детей использую в работе игры, сделанные своими руками это умные кубы, развивающие книги, игры с прищепками, разные виды театров и др.
В воспитательно-образовательном процессе также использую разнообразные инновационные технологи:
Здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя: технологии стимулирования и сохранения здоровья, технологию обучения ЗОЖ, коррекционные технологии.
Детям нравятся пальчиковые игры с применением разных атрибутов (прищепок, орехов, карандашей, желудей, массажных мячей, резинок) с музыкальным сопровождением (использую методику Железновой, разные виды гимнастик. Биоэнергопластику – новая методика проведения артикуляционной гимнастик, проводится одновременно с движениями кисти руки (правой или левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти языка, губ.
Использование мелких упражнений в работе с детьми развивает артикуляционный аппарат, формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы. Данная методика помогает в устранении и формировании у детей определённых умений и упражнений, направленных на преодоление трудностей при постановке звуков. В них входят:
упражнения по развитию артикуляционного аппарата;
игры на развитие речевого дыхания. различные нетрадиционные игры и упражнения на развитие мелкой моторики
Массажи ладоней
Массажи кистей рук
Игры с пальчиками
Упражнения для плеч и шеи
Самомассаж лица и шеи
Упражнения для развития общей моторики
Упражнения на развитие ритмов
Артикуляционная гимнастика
Я не только применяю игровые технологии в той или иной области, но и создаю свои игры:
развивающие игры по основам здорового образа жизни и безопасного поведения:
«Безопасность в природе», «Безопасность в доме», «Опасность и польза предметов в быту», «Если случилась беда – вызывай 01, 02, 03, 04 всегда», «Опасные предметы», «Правила взаимодействия с незнакомыми людьми», «Поможем пострадавшему», «Твоя гигиена», «Что полезно/вредно для зубов», «Строение человека», «Одень куклу по сезонной погоде» дидактические игры по ПДД.
Создан детский дневник «Хочу всё знать», где совместно с детьми и помощью родителей собирается материал, игры по здоровому образу жизни и сказки способствующие развитию познавательных интересов детей: Например: «Как устроен человек?», Что такое синяк», «Почему телевизор и компьютер портят зрение», «Про смех», «Про слёзы» и другие. Также работает клуб «Маленькие спасатели», где дети узнают, о оказание первой помощи или узнают о том, например: «Как не замёрзнуть?», «Осторожно кипящая вода», «Будь осторожен с открытой форточкой, балконом, окнами», «Петарды – не игрушки», «Не играй с электричеством» и многое другое.
Технология проектной деятельности.
Сущность образования детей дошкольного возраста определяет необходимостью новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. Под проектом следует понимать отрезок жизни группы детей, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу в серии связанных одной темой занятий и игр.
Принцип отличительной чертой проекта является период его реализации и открывающиеся при этом возможности. На разных возрастных группах и по разным тематикам мы с детьми, родителями реализовали проекты: «Откуда книга к нам пришла», «Загадки муравейника», «В детский сад без слёз», «В мире сказок К. И. Чуковского», «От прошлого к настоящему», и др.
В рамках реализации музейной педагогики были созданы музеи: «В мире книг», «Машины разных времён», «Военной техники».
В работе использую разные методы организации совместной деятельности:
игры – эксперименты (собрана картотека опытов и экспериментов на разные возраста);
игры – путешествия: «Путешествие в мир сказок», «Путешествие по экологической тропе», «В мир дорожных знаков» и др;
сюжетно - ролевые игры 21 века «Туристическое агентство «Чудеса света», «Салон красоты», «Кафе», «Цирк», «Юные туристы».
Коллекционируем с детьми пуговицы, гербарий, спилы деревьев для определения возраста, киндер-сюрпризы, природный материал.
Использование проблемного метода обучения позволяет решать с детьми разные познавательные задачи, формировать поисковую самостоятельную деятельность детей. Часто использую вопросы, ситуации которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия, поиску средств решения. Для обыгрывания и организации проблемных ситуаций у нас в группе есть домовёнок Кузя с сундучком, этот игровой приём, позволяет создавать разные проблемные ситуации, т. к домовёнок Кузя вечно попадает в какие – либо проблемные ситуации, а мы с детьми или дети самостоятельно решают их.
Например: Проблемная ситуация: «Домовёнок Кузя решил отправиться на экскурсию в город Иваново, но как туда попасть и где этот город он не знает».
У нас в группе есть туристическое агентство, где собран разнообразный материал по Ивановской области, карты, достопримечательности городов Ивановской области и Иваново, разные виды транспорта, которые дети смогут смоделировать из мягких модулей, мультимедийная установка и аудиозаписи по Методике Железновой «Машина», «Поезд», «Пароход», «Автобус». Дети обсуждают ситуацию, решают как помочь Кузе, куда ему и на чём лучше добраться до назначенного пункта и помогают ему, а он потом благодарит детей и вручает им, например: новую энциклопедию «Путешествия по Золотому кольцу России».
Технология создания предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда строится с учётом ФГОС ДО, в соответствии с временами года, тематикой, индивидуальными возможностями и интересами детей. Имеются папки «Игры для гипперактивных детей», «Игры направленные на снятие агрессии», есть игрушки антистрессы, уголок уединения. В предметно развивающей среде просматриваются и интегрируются все 5 образовательных областей, среда построена с учётом 6 принципов: доступная, безопасная, трансформирующаяся, вариативная, полифункциональная, содержательно – насыщенная.
Используются информационно – коммуникативные технологии: подготовка и подбор материала, оформление проектов, игр, презентаций, стендов с помощью интернет - ресурсов. Размещение материалов, обобщение опыта, методических разработок в своих блоках, на мини-сайтах.
Для повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми создаю различные демонстрационные материалы, тренажёры, мультимедийные презентации в программе Рower Рoint.
Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
Со своими воспитанниками принимаем активное участие в очном и заочном конкурсном движении, становимся победителями и лауреатами конкурсов и выставок. Имеются сертификатами и благодарственными письмами за подготовку и руководство работами воспитанников.
Для повышения квалификации прохожу дополнительные курсы.
В работе с родителями использую нетрадиционные формы работы
«Родительские конференции», «Портфолио группы», «Деловые игры», «Родительская почта», «Вечера вопросов и ответов», «Кафедра семейных традиций», «Мастер-классы», развлечения, досуги, спортивные мероприятия, фотовыставки, «Уроки мастерства», «Библиотека игр».
Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности, как воспитанника, так и педагога.