Алсу Сулейманова
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с семьей
▼ Скачать
Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с семьей.
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи (американский педагог, социолог)
Социально – экономические изменения нашей жизни привели к необходимости усовершенствования многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации», в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Публикация «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с семьей» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности. Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Инновационные технологии образования – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления усовершенствования образовательной системы. Ее задача – эффективное использование таких важнейших преимуществ информационно – коммуникативных технологий во взаимодействии с семьями:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
- рост объема информации;
- оперативное получение информации родителями;
- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
- оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Что такое ИКТ?
Информация- совокупность каких-либо данных, знаний.
Коммуникация- путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология- совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования, данного в необходимое.
Таким образом, информационно- коммуникативные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа и т. д.) для достижения педагогических целей.
Взаимодействие с семьями воспитанников с использованием ИКТ
1. Оформление наглядной информации.
С помощью ИКТ осуществляется подбор иллюстративного материала для оформления родительского уголка группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, буклетов, фотовыставок, памяток, фотогазет. Красочный продуманный дизайн подобранного материала привлекает внимание родителей, помогает облегчить восприятие нужной информации и вызывает их на общение.
2. Электронное сопровождение документации группы в программе Microsoft Office Word (сведения о родителях, протоколы собраний).
3. Создание презентаций, видеофильмов, слайд-шоу
Важным элементом использования ИКТ для эффективного взаимодействия ДОУ с родителями является проведение тематических родительских собраний, консультаций с использованием материалов, разработанных в программе Power Point. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний с использованием ИКТ повышает интерес родителей к вопросам обучения и воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем.
Презентация становится своеобразным планом собрания, его логической структурой, используется на различных его этапах. Благодаря презентациям представляется теоретический материал.
4. Организация онлайн взаимодействия
• Использование электронной почты
Преимущества использования электронной почты заключаются в том, что до сведения родителей можно доносить большой объём информации, осуществить индивидуальное взаимодействие с семьёй.
Сотовая телефонная связь
Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.
• Страничка группы в социальной сети в ВК и сайт ДОУ
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативно получить официальную информацию о жизнедеятельности ДОУ, познакомиться с нормативно-правовыми документами.
Для эффективного партнёрского взаимодействия родителей между собой и педагогами в неформальной обстановке может быть создана страница в социальной сети ВКонтакте. Её наличие несет в себе информационно-познавательную функцию. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
5. Участие в интернет-конкурсах
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность участия в конкурсах различного уровня. Дистанционные мероприятия объединяют воспитанников, родителей и воспитателей, побуждают к взаимодействию.
Важно отметить, что использование ИКТ в работе с родительским коллективом необходимо продуктивно сочетать и с традиционными способами взаимодействия.
Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе является сегодня одним из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Основные ошибки при использовании ИКТ:
- недостаточная методическая подготовленность педагога;
- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
- бесплановость, случайность применения ИКТ;
- перегруженность коммуникаций с родителями и воспитанниками демонстрацией.
Для решения проблем использования ИКТ во взаимосвязи с семьей необходимо, что бы педагоги умели:
· обрабатывать любую информацию при помощи процессоров (текстовых, графических);
· создавать и демонстрировать презентации по учебному материалу;
· использовать готовые программные продукты по своей дисциплине;
· организовать работу с электронным ресурсами сети Интернет;
· применять учебные программные средства;
· осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к занятиям и внеклассным мероприятиям;
· разрабатывать формы обратной связи и проводить компьютерное анкетирование родителей.
Результаты работы ИКТ с родителями:
- изменение характера вопросов родителей к воспитателям, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
- рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
- проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в детском саду.
Таким образом, информационно- образовательные технологии способны стать серьезным помощником педагогов в организации диалога с родителями. Данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и детского сада в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. Целенаправленное системное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием ИКТ позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия детского сада и семьи.