Кравченко Наталья Ивановна
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе школы-интернат
▼ Скачать
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне
действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)
В современном понимании информационные технологии обучения (ИТО) — это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе школы-интернат» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Использование ИКТ в моей работе открывает возможности:
• представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
• создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
• активизировать познавательную деятельность воспитанников;
• оптимально использовать время на занятии;
• видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям считаю создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т. к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Использование мультимедийных презентаций в моей педагогической деятельности способствует:
• повышению эффективности усвоения материала детьми;
• повышению скорости запоминания ( включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
• активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
• формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
• созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
• подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Презентации powerpoint использую на различных этапах совместной организованной деятельности:
• В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
• Как сопровождение моего объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
• Как информационно-обучающее пособие;
• Для контроля усвоения материала детьми.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваю в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Особое внимание на занятии с применением компьютерной техники уделяться здоровьесберегающим технологиям : учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации (Приложение №1). Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года (Приложение №2). Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к моим занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. При этом у меня появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио воспитанников. Каждый год мои воспитанники принимают участие в ряде районных, областных и международных интернет - конкурсах с применением ИКТ (Приложение №3).
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Литература:
1. Гаврикова Л. П., Кремер О. Б., Подвальный С. Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
2. Князева Е. В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
3. Кукушкина О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3