Тамара Киселева
Использование информационно-коммуникационных технологий и ЭОР в работе классного руководителя
Классное руководство - это не обязанность, это бесконечное творчество.
«Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать».
Воспитательные функции в образовательной организации выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю. От успешности его работы зависит уровень воспитанности учащихся и межличностные отношения в классном коллективе.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий и ЭОР в работе классного руководителя» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Цель деятельности классного руководителя - это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной самореализации в обществе.
Основными целями внедрения ИКТ в работу классного руководителя являются :
• развитие творческого, самостоятельного мышления учащихся, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
• развитие познавательной и творческой активности учащихся;
• повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
• внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
• организация эффективного информационного взаимодействия преподавателей, учащихся и родителей;
• формирование устойчивого познавательного интереса учащихся к интеллектуально-творческой деятельности.
На помощь классному руководителю в его работе сегодня приходят информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлениях методического объединения и педсовете. ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими. Использование ИКТ во многом упрощает процесс общения с учениками и их родителями. Можно выделить следующие области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя.
1. Ресурсы сети Internet в организации воспитательного процесса.
В нём можно найти диагностические материалы, информацию и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, готовые разработки мероприятий. Интернет также можно использовать для самообразования, расширения кругозора, обмена опытом. Умение пользоваться электронной почтой помогает поддерживать общение с коллегами и образовательно-воспитательными учреждениями. Интернет создает условия для общения с учениками и их родителями, используя интерактивные формы на сайтах, как общешкольных, так и личных.
В сети Интернет созданы бесплатные сервисы для организации общения, создания и поддержки сайтов. Для классного руководителя предоставляется возможность участия в интернет-конкурсах, фестивалях, возможность создания своего сайта для размещения собственных разработок, возможность дистанционно пройти курсы повышения квалификации.
2. Мониторинг, диагностирование, анкетирование.
К этому виду деятельности относится выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год, обработка анкет и др. Указанную работу можно осуществлять в электронных таблицах, сделав их самостоятельно, или воспользовавшись интернет-сёрфингом. Удобная в использовании электронная таблица (Microsoft Exel, OpenOffice.org Calc) позволяет по введенным формулам сразу подсчитывать средние показатели ученика по разным критериям, средние показатели группы, найти эти значения в процентах и построить диаграммы. Таким образом, классный руководитель получает возможность оперативно использовать информацию о воспитанниках, отслеживать динамику их личностного развития. В дальнейшем эта информация может быть использована для оформления портфолио воспитанника, выбора направления предпрофильной и профильной работы, выступления на родительском собрании.
3. Внеклассные мероприятия.
Для того чтобы внеклассное мероприятие прошло интересно, мало правильно выбрать его тему, нужно ещё соответствующим образом оформить информационную часть, чтобы это было ярко, красиво, эффектно. Использование мультимедиа-презентаций для организации внеклассных мероприятий (соревнований, классных часов, диспутов и т. п.) способствует повышению заинтересованности воспитанников в коллективном творческом деле. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Их можно ежегодно пополнять, тем самым создавая электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время. Большую помощь также могут оказать электронные мультимедийные энциклопедии и программы, а также единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР - https://schooi-collecticn.edu.ru) в Internet.
4. Творческая работа с учащимися.
• Выпуск электронной газеты группы или техникума.
• Создание электронного альбома для выпускников.
• Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
• Создание портофолио каждого учащегося, портофолио группы.
Возможность создания собственного сайта можно использовать для творческой работы с воспитанниками, что ведёт к развитию их творческого и креативного мышления, учит быть самостоятельными и легко адаптироваться в социуме. Творческие отчеты в виде презентаций о праздниках, походах, поездках, экскурсиях можно обсуждать на классных часах и размещать на сайте. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видео на компьютере, но и оформить их в виде фото-, видеоальбомов. Конечно, самые удобные - это платные программы, такие, например, как Adobe PhotoShop, но есть и немало бесплатных программ, находящихся в свободном доступе, в том числе и через Internet (www.freesoft.ru и др.).
Использование компьютера как рабочего инструмента для автоматической обработки и получения информации является не модным веянием, а острой необходимостью в работе классного руководителя. Навыки применения новых ИКТ будут, безусловно, полезны и для сопровождения выступления на педсовете, методическом объединении, для проведения семинара или творческого совещания, для обобщения опыта работы.
5. Электронная документация классного руководителя.
В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным данным об учениках группы, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т. д. Для облегчения задачи в компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например:
• план воспитательной работы;
• социальный паспорт группы;
• различные анкеты;
• психолого-педагогические характеристики учащихся группы;
• база данных учащихся и их родителей.
Стоит отметить, что организационно для этого используется система управления базами данных (СУБД, а применение такой программы без специальной компьютерной подготовки невозможно, однако, используя возможности современных коммуникаций (в частности, сети Internet, любой классный руководитель за короткое время может найти уже систематизированную и оформленную документацию, в том числе и в свободном доступе. Приемы работы в сети Internet по поиску такой информации несложны, достаточно в поисковых строках популярных серверов, таких как Яндекс (www.yandex.ru), Рамблер (www.rambler.ru) и других, правильно сформулировать запрос на интересующую тему. Полученная таким образом информация будет полезна не только начинающему пользователю, но и достаточно подготовленному в области ИКТ.
6. Коммуникации
• Для непосредственного общения с учащимися и их родителями большие возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе) общения можно использовать Чаты и Форумы.
• Общение возможно через Обратную связь сайта образовательной организации. Для личного общения можно воспользоваться электронной почтой.
7. Работа с родителями
• для коммуникаций;
• для проведения родительских собраний.
В работе же с родителями иногда приходится испытывать затруднения с проведением родительских собраний. Существуют различные методики для решения этой проблемы. Одной из них и является использование ИКТ : применяя фото и видеоматериалы из жизни группы, предлагая диаграммы успеваемости и качества знаний, можно сделать родительское собрание ярким событием, вызываю тем самым у родителей желание прийти вновь.
8. Методическая работа
• сопровождение выступления на педсовете, методических объединениях;
• для проведения семинара или творческого совещания;
• для обобщения собственного опыта.
Таким образом, внедрение ИКТ в процесс обучения и воспитания позволяет нацелить образовательную организацию на достижение таких результатов образования, как:
- компетентность разрешения проблем, т. е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей и оценивать результаты своей деятельности, что позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь;
- информационная компетентность, т. е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, что позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи. В основе информационной культуры преподавателя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, хранения и представления профессионально значимой информации
- коммуникативная компетентность, т. е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, взаимодействовать с членами группы, готовность получать необходимую информацию в диалоге, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении.