Широкова Людмила
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в ДОУ
Информационно – пространственная среда в ДОУ как условие поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников.
Информационно- коммуникационные технологии, которые я использую в образовательном процессе для повышения качества дошкольного образования. Считаю, что стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса. В условиях модернизации образования на современном этапе повышения качества дошкольного образования, не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Публикация «Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в ДОУ» размещена в разделах
Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Целью работы при использовании ИКТ в ДОУ, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно - образовательный процесс информационных технологий.
Использование ИКТ выводит усвоения полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень.
Но практика показывает, что нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» требует от нас использовать ИКТ для :
возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ;
повысить его эффективность;
обеспечить открытость работы ДОУ для родителей.
Конечно у ИКТ есть множество приоритетов перед старой системой подачи материала.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.
В своей работе я использую довольно часто ИКТ :
интерактивную доску, видеокамеру, мультимедийную установку, телевизор, компьютер.
Использование интерактивной доски.
Интерактивная доска - это не просто экран для проектора, на котором педагог показывает заранее заготовленные материалы, а общее рабочее пространство, позволяющее детям принять активное участие в происхоМногопользовательская интерактивная доска будет идеальным помощником для воспитателя детского сада - у нее есть ряд особенностей, важных для работы с детьми младшего возраста. Во-первых, она управляется не только маркером, но и пальцем - конечно, рисовать дети привыкли карандашом или фломастером, но передвигать предметы руками для них гораздо естественней. Во-вторых, дети могут выполнять задание в команде или соревнуясь друг с другом - доска одновременно распознает три касания по всей поверхностидящем на занятии.
Мультимедийная установка
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Использование компьютера в образовательном процессе.
- Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги? Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
Использование телевизора в образовательном процесс
Здесь с детьми мы изучаем карту России и наблюдаем за красотой природы нашей страны. Туда куда мы не можем попасть сейчас, те места мы можем наблюдать с экранов телевизора. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Интерактивная песочница – универсальный комплекс для обучения и развития. Она ориентирована как на проведение индивидуальных занятий, так и на групповых занятиях с небольшим количеством детей. Играя в интерактивной песочнице, ребенок создает собственный мир, проживает ситуации, которые интересуют или беспокоят его. Взаимодействие с сыпучими материалами стимулирует нервные окончания на кончиках пальцев ребенка. Это активизирует нервную систему и помогает развитию сенсорного восприятия. Работа с интерактивной песочницей положительно влияет на развитие координации и реакции, стабилизирует психологическое состояние детей. В режимах интерактивных песочниц используются яркие цвета, что помогает дольше удерживать внимание ребенка на игре и тренировать его память. Интерактивную песочницу можно адаптировать под любой возраст, включая ранний.
Я, очень, люблю занятия с такой песочницей. Интерактивная песочница является маленькой моделью окружающего мира, в которой ребенок может "проиграть" и отпустить всё, что его беспокоит.
Занятия с интерактивной песочницей должны базироваться на следующих принципах. Это поможет проводить уроки с наибольшим эффектом.
Комфортная среда для ребёнка. Ваше занятие должно быть местом, где дети чувствуют себя в безопасности, где они могут свободно творить и где их идеи не оцениваются с негативной стороны.
Инструкция к играм в сказочной или стихотворной форме. Так дети лучше усваивают правила.
Контакт с педагогом
Воспитатель с детьми должен выстроить открытые отношения, где каждый ребёнок может свободно обмениваться впечатлениями, проговаривать свои ощущения. Интерактивная песочница вызывает восторженные эмоции у детей, это поможет вам получить их доверие и по-настоящему заинтересовать темой занятия.
Упражнения подходящие возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Проживание" разных ситуаций в игровой форме
У ребёнка в процессе игры осуществляется взаимный переход "воображаемого" в "реальное" и наоборот. Это помогает ему осознать какой поступок он совершил: правильный или ошибочный. В интерактивной песочнице разработаны специальные режимы для проживания ситуаций в игровой форме и для оценки своих действий.
"Оживление" абстрактных символов. Когда ребёнок взаимодействует с цифрами или геометрическими фигурами, он лучше усваивает знания. А режимы интерактивной песочницы визуализируют на новом уровне абстрактные понятия.
«Научить человека жить в информационном мире –важнейшая задача современной школы» А. П. Семенов
Таким образом, использование информационных-коммуникационных технологий, в дошкольном образовательном учреждении может вполне оправдать и принести большую пользу для развития всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя и способствовать повышению качества образовательного процесса. Мой небольшой опыт использования ИКТ в обучении дошкольников позволяет сделать вывод, что это неиссякаемые возможности для всестороннего развития личности ребёнка, креативности и одаренности. Такая деятельность не может быть скучной, неинтересной для детей, а применение ИКТ еще больше развивает интерес к познавательной деятельности.
Таким образом, хочу еще раз подчеркнуть, что современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках освоения образовательных программ.