Яна Югай
Использование игровых технологий в работе с детьми РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — один из наиважнейших методов, способствующих всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка. Помогает развивать физические, умственные, эмоциональные качества.
Н. К. Крупская говорила: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе».
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.
Публикация «Использование игровых технологий в работе с детьми РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Ни для кого не секрет, что игровая педагогическая технология- это наука о способах взаимодействия педагога и ребенка в образовательном процессе с использованием ряда игровых методик, объединенных общей темой. При включении игры в образовательный процесс цель игровой технологии -не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Важно, выстраивать образовательную деятельность в группе так, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Поэтому …
Игровые технологии – один из перспективных методов работы с детьми с РАС. С практической стороны она наиболее доступна и при соответствующей подготовке используется как педагогами, так и ближайшим окружением ребёнка. С нашей точки зрения, ценность игры заключается в её психологической комфортности для ребёнка.
Главной целью игровой технологии- создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности.
Применение игровых технологий признана наиболее эффективной в сопровождении детей с аутистическими расстройствами. Самая актуальная и особенно хорошо «работает» при обучении и воспитании таких детей, поскольку игра не только считается одним из основных видов деятельности детей дошкольного возраста, но и является действенным обучающим и воспитательным инструментом, который понятен и интересен детям.
Игры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей аутистическими расстройствами. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость.
Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы отмечается низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия.
Коммуникативные и социальные недостатки, характерные для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС, приводят к нарушениям их игровой деятельности. В итоге, в специфической игре детей с аутизмом отмечается отсутствие социально-коммуникативной направленности. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы отмечается низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия.
При наблюдении за игрой ребенка с РАС заметны характерные для нее особенности:
- чаще всего аутичный ребенок играет с собственными ощущениями, его игра нацелена на аутостимуляцию определенных слуховых, зрительных, тактильных и других ощущений. Например, ребенок расставляет в ряд счетные палочки, кубики, группируя их по цвету, или возит машинку, наблюдая, как крутятся ее колеса и т. п. ;
- ребенок часто играет с неигровыми предметами (клеенка, веревочки, инструменты для ремонта). Если же ребенок играет с игрушками, то чаще всего это кубики, конструктор, машинки, а в игрушечных зверей и кукол ребенок не играет. Ввести в его игру какой-то персонаж сложно;
- сюжет в игре не прослеживается;
- если сюжет есть, он бывает очень «свернутым», без подробностей, деталей;
- самостоятельная игра ребенка с РАС стереотипна и однообразна. Ребенок может много раз проигрывать одно и то же яркое впечатление.
Дети с РАС— это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Грамотное и обдуманное сочетание традиционных и инновационных технологий способствует развитию у детей познавательной активности, мотивации. В обучении детей с РАС традиционные технологии являются основными. Они вызывают у ребенка наибольший интерес. Поговорим об игровых педагогических технологиях, они включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр: дидактические игры- расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике; воспитательные- воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности; развивающие- развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей; социальные- приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС являются : развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование социальных навыков и социализации; обеспечение эмоциональной разрядки. При правильном подборе игр, их последовательности и системности использовании можно добиться гарантированного результата в обучении и воспитании. Одна и та же игра может выступать в нескольких функциях: обучающая- закрепление знаний, формирование умений и навыков, развитие памяти, внимания, мышления; развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятии, развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес; коммуникативная- объединение коллектива группы, установление эмоционального контакта, свободное сотрудничество детей и педагога; релаксационная-снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении; коррекционная- внесение позитивных изменений в структуру личностных познаний.
Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют несложные задания. Поэтому эти игры включены в образовательную, совместную и самостоятельную деятельность детей. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Особое внимание уделяется насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Свободный доступ воспитанников к играм, и игрушкам побуждает детей к самостоятельной игровой деятельности, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Любая игра: должна способствовать сплочению коллектива; игра должна иметь познавательное значение; активизировать мыслительную деятельность участников; создавать условия для детского творчества. При этом нужно не забывать, что во время игры развивается речь и обогащается словарный запас ребенка.
Например
Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности: на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании помогают ориентироваться в пространстве.
Палочки Кюизенера– это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. Большое познавательное значение имеет создание из блоков домиков, машинок, дорожек, и т. п.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Это и лото, и домино, и парные картинки. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам – самое простое задание в игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Например, две юбочки, одинаковые по фасону и цвету или две куклы, не отличающиеся ничем. Далее задание усложняется: ребёнок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, найти среди всех картинок два яблока, два самолёта. И яблоки, и самолёты, изображённые на картинке, могут быть разные по цвету и форме, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Составление разрезных кубиков и картинок. Цель этих игр –развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержаниe
Игры с использованием методик «доступной среды» студия Виэль. Автор методик Войлокова Елена Федоровна-к. п. н., доцент кафедры олигофренопедагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»
Все методики направлены на развитие детей с ОВЗ. В ходе предложенных методик расширяется, уточняется и активизируется словарный запас ребенка, развивается связная речь, происходит развитие вербальной и зрительной памяти, мышления, восприятия, внимания, знание сенсорных эталонов, способствуют развитию зрительно-моторной координации и т. д.
1. Методика с видеобиоуправлением (применяется с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при задержки интеллектуального развития
2. Методика Сказки (предложенные игры направлены на формирование умений воспринимать сказку. Проводится работа над совершенствованием восприятия иллюстраций к сказкам, формируется умение целостно воспринимать сюжетную картинку, анализировать её содержание, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Методика Предметный мир в картинках (применяется для формирования умения воспринимать предметную картинку, закрепление представлений о признаках предметов, развития слухового восприятия, развитие элементов словесно-логического мышления)
4. Методика Свойства предметов (предназначен для развития тактильных ощущений и осязательного восприятия, уточняются представления о форме и величине, развитие мышления, обследовательских действий
5. Методика Тактильное домино (предназначен для развития тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия, а также конструктивного праксиса. Эта методика способствуют развитию обследовательских действий, координации, точности движений пальцев рук, а также совершенствованию наглядных форм мышления)
6. Методика Знакомство с цветом (предназначен для формирования представлений о цвете, способствуют развитию зрительно-моторной координации, развитие тактильного восприятия, зрительной памяти, а также наглядно-действенного мышления)
7. Методика Знакомство с формой (предназначен для формирования представлений детей о геометрических фигурах, способствуют развитию зрительно-моторной координации, развитие тактильного восприятия, зрительной памяти, а также наглядно-действенного мышления
3-Д книги с оживающей реальностью
Это не простые книги, а оживающие. Они помогают детям расширить границы своих познаний, развивает наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, расширяет кругозор.
Именно в процессе игры развиваются способность ребенка создать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывая их. Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей, формирует навыки самоорганизации.