Чупова Наталья
Опыт работы «Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Чупова Наталья Сергеевна,
воспитатель муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения №40
детский сад «Золотой ключик»
Аннотация
Данная статья посвящена развитию логики и мышления при формировании элементарных математических представлений у дошкольников с использованием игровых приемов.
Публикация «Опыт работы „Использование игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2019
Ключевые слова: игровой приём; формирование математических представлений; развитие логического мышления; дети.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». [4, с. 266]
Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Исходя из этого, встал проблемный вопрос: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.
Считаю, что использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
В дошкольном возрасте, как известно, игра имеет важнейшее значение. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. А игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.
Для формирования у детей математических представлений в своей работе широко использую занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую его в конце, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, математические кроссворды, ребусы, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам.
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. С помощью таких игровых приёмов формируются такие важные качества личности ребенка, как самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя творчество. Дети находят разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению : «Кто быстрее назовёт?» (например, называется геометрическая фигура круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, при этом они не должны повторяться). В этой игре дети не только учатся внимательно слушать друг друга, но также у них формируется умение высказывания своего мнения: например, «я считаю, что книга похожа на прямоугольник…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко.
Дети очень любят подвижные игры. Учитывая это, стараюсь организовывать подвижные игры математического характера. Например, игра «Найди свой домик». Детям раздаются карточки с разным количеством точек. Сначала дети свободно перемещаются по залу. Затем по сигналу «Найди свой домик», они должны найти тот «домик» (стульчик, на котором карточка с цифрой соответствовала бы количеству точек на карточке, которая им выдана. Можно раздать модели геометрических фигур и предложить искать «домик» определённой формы.
Полюбился детям и математический «Брейн-ринг». Это игра ума, смекалки, находчивости, соревнования и взаимопомощи. В игре участвуют 2 команды. Каждая команда придумывает себе название и эмблему из области математики. Раздаётся сигнал к началу игры (звон колокольчика). Педагог даёт задание математического характера. Дети выполняют задание. Первая команда, выполнившая задание, звонит в колокольчик. Педагог заслушивает ответ и решает, верен он или нет. Если команда ответила верно, ей даётся балл. Если нет, право ответа переходит к другой команде. Если обе команды ответили неверно, баллы никому не присуждаются. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов.
Очень любят дети математические квест-игры, которые проходят в виде путешествия к намеченной цели через преодоление ряда трудностей. На станциях дети сталкиваются с разными проблемами, решают математичексие задачи, отгадывают ребусы, головоломки. Надо отметить, что в процессе таких игр у детей формируются не только математические представления, но и развивается логическое мышление, умение слушать друг друга, с уважением относиться к высказыванию своего товарища, принимать общее решение.
В заключение хочется отметить, что математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Однако регулярное использование на занятиях по математике системы игровых заданий и упражнений, нацеленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Благодаря таким математическим играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.
Список литературы
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2003.-400 с.
2. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. Математика для дошкольников. М. Просвещение, 1992.- 192 с.
3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. -М. ,2010. – 154с.
4. КозловаС. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образований/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 416с.
5. Столярова А. А. Формирование математических представлений у дошкольников. - М. : Просвещение, 2003.- 330с.