Аня Репина
«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме:
«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Аннотация
Публикация «„Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В опыте работы содержится теоретическое обоснование рассматриваемого вопроса, практический материал по организации занятий по ФЭМП с дошкольниками с использованием дидактических игр, а также организация самостоятельной деятельности детей возраста 4-5 лет в условиях детского сада (перспективное планирование ФЭМП на учебный год, конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми, комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста).
Опыт работы адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми среднего возраста в качестве практического пособия.
Актуальность.
Современное общество волнует, насколько интеллектуально развитым будет следующее поколение, как и на каком этапе, не принося вреда здоровью ребёнка осуществлять воспитательно-образовательный процесс. Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста очень важна. Если педагогам удаётся правильно включить дидактические игры в процесс обучения, то тогда дидактические игры приносят ощутимую пользу в интеллектуальном развитии детей. Существенно повышает уровень развития умственных способностей ребёнка выполнение специальных заданий и упражнений, требующих использования разных предметов, видов заместителей предметов и разных форм наглядных моделей. Если учесть то, что именно дидактические игры являются той формой выделения и обозначения отношений, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста, то результат освоения ребёнком определенного объема информации, заданного образовательной программой будет у Начиная работу с детьми, мы провели педагогическую диагностику. По результатам наблюдений дети допускали ошибки в счёте, не могли ориентироваться во времени, многие затруднялись в названии геометрических фигур. В связи с этим нас заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию и качество приобретённых детьми знаний в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр?
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что используя дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, мы сможем актуализировать и углубить математические знания детей. Поэтому темой нашей работы стала «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Цель : повышение уровня формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством использования дидактических игр.
Задачи:
-Создавать условия для развития познавательно активности через пополнение РППС (дидактическими играми, наглядными пособиями).
- Развивать внимание, сообразительность, способность логически мыслить, рассуждать, делать выводы.
- Воспитывать интерес к занятиям по ФЭМП, с помощью игровых заданий и дидактических игр.
Принципы и подходы :
- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
- дифференцированный подход (учет интеллектуального развития, поэтапное обучение, учет гендерной специфики
- принцип развивающего обучения (ориентировка на зону ближайшего развития)
Формы работы с детьми :
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- самостоятельная деятельность детей.
Предполагаемый результат :
Пополнение дидактическими играми по математике.
Повышение познавательной активности детей в самостоятельной деятельности.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнка в детском саду. Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Стандарт предполагает интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех взаимодополняющих направлениях развития и образования детей :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Занятия математикой способствуют развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формируют настойчивость, терпение, творческий потенциал личности ребенка. Основное их назначение – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании свойств и качеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Особенно успешным математическое развитие осуществляется с использованием дидактических игр и упражнений математического содержания. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несёт конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр. Их использование улучшает восприятие ребёнком материала, и он принимает более активное участие в познавательном процессе. Игра – естественный способ развития ребёнка. Только в игре ребёнок радостно и легко раскрывает свои способности, осваивает новые навыки и знания, развивает память, наблюдательность, учится размышлять, анализировать, сравнивать, преодолевать трудности, одновременно приобретая опыт общения.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьёзного настроя, мыслительного процесса. Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. В дидактических играх ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости предметов и чисел. Поэтому, дидактическая игра -важное средство умственного воспитания ребёнка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Дидактические игры и упражнения используются на занятиях и в свободной деятельности детей. Дидактические игры вне занятий закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное, одновременно решаются обучающие и игровые задачи. Дидактические игры делятся на
- игры с предметами;
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
Также при формировании элементарных математических представлений у дошкольников можно использовать : игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т. д., игры-головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры.
Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры или числа «Продолжи ряд», «Найди ошибку», «Вставь пропущенную фигуру (число)» и др. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного она выполнение конкретной задачи формирования математических представлений. Систематическое использование дидактических игр совершенствует общие умственные способности детей : логическое мышление, последовательность действий, сообразительность, пространственные и временные представления.
План работы
Сентябрь 2017г.
- Подборка дидактических игр и методической литературы
- Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе»
Октябрь 2017г.
- Дидактическая игра «Сложи из треугольников».
- Дидактические фигуры в загадках.
- Изготовление дидактической игры «Цветное домино».
- Дидактическая игра «Купим пуговицы».
Цель: Развивать мышление, воображение, творчество; закрепления знаний о геометрических фигурах при помощи загадок; пополнение дидактической игрой группу; учить соотносить по величине предметы, совершенствовать счёт в пределах 5.
Ноябрь 2017
- Сюжетная игра «Магазин»
- Д/и «Правильный счёт»
- Д/и «Кто где»
- Д/и «помоги цыплятам»
Цель: Совершенствовать навыки счёта в пределах 5; помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счёта; учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху; учить детей умению устанавливать соответствие между множествами.
Декабрь 2017г.
- Д/и «Динь- динь!».
- Игра «Разложи в коробки»
- Ира «Самолёты»
Цель: Совершенствование умения считать в пределах 6; учить группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины; закрепление понятий «один», «много»; закрепление понятий «один», «много».
Январь 2018
- Игра «Поручение»
- Дидактическая игра «Найди и назови»
- Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки»
- Игра с крышками от бутылок «Собери фигуру».
Цель: Упражнять в умении ориентироваться в пространстве и обозначать пространственные направления относительно себя словами: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади; закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета; учить сравнивать по высоте, обозначать результаты сравнения словами: низкий, высокий, выше, ниже; развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение, пополнение Д/игрой группу.
Февраль 2018г.
- Считалки с иллюстрациями
- Дидактическая игра «Цифры заблудились»
- Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Цель: Упражнять считать в пределах 7;упражнять детей в счёте в пределах 5 и обратно; предложить родителям картотеку игр по математике.
Март 2018
- Составление из геометрических фигур «Цветок для мамы»
- «Соберём бусы»
- Дидактическая игра : «По какому мостик катится колобок»
- «Найди различия»
Цель: Совершенствование умения различать и называть геометрические фигуры. Учить составлять из различных геометрических фигур общую картину; формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине) фигур (счёт в пределах 8; развитие мышления, логики; совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине, развитие мышления.
Апрель 2018
- Игровая ситуация «Весна пришла»
- Игровое упражнение «Разложи предметы по форме»
- Лото «Геометрические фигуры»
Цель: Закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от качественных признаков предмета (размера, цвета). Упражнять в умении сравнивать предметы по величине; закреплять представления о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами (счёт в пределах 9); развитие представлений о геометрических фигурах.
Май 2018г.
- Дидактическая игра : «Разноцветные фонарики»
- Игровое упражнение «Письмо от волшебника»
- Игровое упражнение: «н7айди такой же и положи в корзину»
Цель: Упражнять в счёте в пределах 10 и различии цветовой гаммы; упражнять в счёте и отсчёте предметов на слух, на ощупь (в пределах 10);развивать умение подбирать предметы одинаковые по цвету и форме.
Заключение
Целью нашей работы было изучение проблемы использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Для её достижения мы проанализировали методическую литературу по данной проблеме, рассмотрели и проанализировали особенности использования дидактических игр в процессе занятий с детьми по формированию элементарных математических представлений, пополнили предметную среду дидактическими играми и пособиями. Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных способностей, расширило математический кругозор дошкольников и повысило качество подготовки детей в области формирования элементарных математических представлений. Кроме того, дети более уверенно стали ориентироваться в простейших закономерностях окружающий их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Дидактические игры вызвали у детей интерес к знаниям, посильные игровые упражнения помогли поверить в себя, в свои способности.
Благодаря этому, радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость от обучения.
В ходе проделанной нами работы было подтверждено, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Практическая значимость опыта подтверждена пополнением предметной среды : разработана и собрана картотека дидактических игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений дошкольников. Материалы опыта могут быть использованы воспитателями в образовательной деятельности и родителями в совместной деятельности с детьми дома.
Таким образом, мы отмечаем эффективность проводимой работы по использованию дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности.
Список литературы
1. Белоусова Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть. СПб. : Детство-пресс, 2004г.
2. Лебеденка Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников : Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста /Е. Н. Лебеденко. – СПб. : Детство-Пресс, 2003г.
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. –М. : Баласс, 2003г. -256 с.
4. Соловьёва Е. В. Моя математика. Знакомимся с числами. Развивающая книга для детей среднего дошкольного возраста. Москва, Просвещение 2002г.
5. Соловьёва Е. В. Математика и логика для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей. Москва, Просвещение 2002г.
6. Интернет-ресурсы.