Ольга Лаптева
Опыт работы «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Предмет математики настолько серьезен,
что надо не упускать случая,
сделать его занимательным
Б. Паскаль
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Публикация «Опыт работы „Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Темочки
Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическим: (действия в перекладывании, подборе) и мыслительным (обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения).
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий перед детьми ставят познавательные задачи, которые придают их действиям нацеленный характер.
Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.
На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность.
У детей развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется — показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.
Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несёт конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Обучение математике детей дошкольного возраста невозможно без использования дидактических игр. Их использование улучшает восприятие ребёнком материала, и он принимает более активное участие в познавательном процессе. Дидактическая игра требует усидчивости, серьёзного настроя, мыслительного процесса.
На 1-м этапе работы с детьми я стараюсь вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала занимательный материал, как сделанный мною и так авторские игры, также использовала строительный и бросовый материал : пуговицы, прищепки, кегли, шишки, фишки, муляжи овощей и фруктов и т. д.
В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
На 2-м этапе работы с детьми мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом провожу в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером.
Родителям я рекомендую какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советую какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком.
Занимаясь с детьми и применяя игровые приёмы, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость от обучения.
В ходе проделанной нами работы было подтверждено, что применение развивающих игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Таким образом, мы отмечаем эффективность проводимой работы по использованию развивающих игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений и в свободной деятельности детей.