Кузнецова Ольга Сергеевна
Использование дидактических игр для развития психических процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Кузнецова Ольга Сергеевна, Лукьянова Валентина Сергеевна
В детском саду «Журавлик» наряду с общеразвивающими группами, имеется разновозрастная группа компенсирующей направленности, которая создана для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, большинство которых имеют диагноз детский церебральный паралич.
Публикация «Использование дидактических игр для развития психических процессов у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У детей наблюдается нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений, ребенок недостаточно хорошо распознает предметы на ощупь, двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики, трудности с воспроизведением движений по образцу.
Поскольку дети с нарушением опорно-двигательного аппарата часто имеют особенности как в двигательном, так и в интеллектуальном развитии, мы используем материал, предназначенный для интеллектуального развития ребенка, который одновременно развивает и двигательные навыки. Мы используем различные дидактические игры, изготовленные своими руками, для развития психических процессов, которыми делимся с родителями наших воспитанников и рекомендуем использовать их в домашней обстановке.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с трудом усваивают предлагаемый им материал по картинкам, карточкам, которые есть в готовом виде, так как им сложно брать в руки плоские элементы и поэтому мы размещаем материалы на объемных предметах. Данные дидактические игры, развивающие психические процессы детей, изготавливаются из подручных материалов. Но это не значит, что данный материал будет полезен только детям с подобным диагнозом, также их можно с успехом использовать в работе с нормотипичными детьми.
Чтобы сформировать у ребенка способность воспринимать целостность объекта, мы размещаем разрезанные картинки на деталях конструктора. Картинка должна содержать максимально реалистичное изображение знакомого ребенку предмета, либо это должна быть качественная фотография такого предмета на нейтральном фоне, с четким контуром предмета, изображение должно быть ярким, но не пестрым. Рисунок следует разместить посередине, оставив по краям пустые контуры. Размер изображения должен соответствовать деталям конструктора. Изображения изначально разрезаются на две равные части по вертикали или горизонтали, так как две одинаковые половинки предмета легче найти. Когда ребенок научится собирать картинку, разрезанную из двух кусочков конструктора, упражнение можно усложнить, используя 3-4 или более кусочков конструктора. При выполнении этого упражнения у детей возникают предпосылки для сбора различных разрезанных изображений, в том числе на бумаге и картоне. Такие картинки, разрезанные для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, легче взять в руки, рассмотреть, положить в другое место, потому что детали конструктора помогают ребенку.
Еще одним элементом развития зрительного восприятия у детей является сортировка предметов по признакам. Основным признаком для сортировки является цвет объекта, поскольку основным сенсорным анализатором является визуальный. Для сортировки предметов по цвету, ребенку не нужно знать и называть цвета, так как он полагается на восприятие зрительного анализатора. Для этого мы используем бросовый материал, так как детей часто привлекают не игрушки, а различные предметы домашнего обихода.
Мы используем крышки от детского пюре и пластиковый контейнер для соответствующей сортировки по цветам крышек. Очень важно, чтобы они были одного цвета. Далее предлагаем начать с сортировки двух цветов, например, красного и желтого. Важно произносить этот цвет так, чтобы ребенок повторял за взрослым и закреплял представления о цвете предметов.
Для тренировки умения выполнять зрительное соотнесение предметов, используем пособие "Продолжи ряд", где ребенку предлагается образец рисунка, который он должен продолжить пластиковыми крышками, что облегчает выполнение этих заданий, потому что ребенку их легче взять, чем плоские бумажные элементы.
Для развития мышления детей используем методику классификации и обобщения предметов. Для этого на пластиковых кубиках размещаем распечатанные картинки соответствующего размера. На каждом кубике как мы знаем, можно рассмотреть 6 предложений, которые можно предоставить. Ребенку предлагается бросать кубик и называть предметы. А затем, когда предметы будут названы, попробовать назвать все эти предметы, одним словом. Учитывая особенности детей, это упражнение можно адаптировать для детей с интеллектуальными нарушениями, следующим образом: подготовив базовые картинки. Например, если на кубике изображены овощи, демонстрировать изображение огорода с овощами, фрукты - сада с фруктами, дикие животные – лес, домашние животные – хозяйство. Изображения должны быть большими, четкими, максимально реалистичными, не содержать отвлекающих деталей.
Для детей с незначительными нарушениями интеллекта, которые позволяют им усвоить представления о числах, их распознавании, порядковом и количественном числе и они знакомы с математическими действиями сложения и вычитания, мы изготовили игру «Математическая раскраска». Для этого мы нарисовали картинку, оставив некоторые участки кругов неокрашенными. В этих неокрашенных местах написали простые математические примеры, которые со временем станут более сложными. Ребенок должен решить этот пример, найти пластиковую крышку с ответом на этот пример и поставить ее на нужное место.
Развивая зрительную память и внимание детей, мы используем технику «запоминания», где детям предлагаются парные картинки, расположенные в разных местах. Ребенок должен запомнить расположение совпадающих картинок, после чего картинки переворачиваются. Задача ребенка - открыть один раз всего две картинки и найти все пары картинок. Поскольку ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата трудно взять плоскую картинку, мы размещаем изображения на пластиковых крышках, которые ребенку легче взять в руки и перевернуть.
Для развития мелкой моторики и зрительно – моторной координации мы используем в работе с детьми набор с магнитом, который стимулирует координацию движений обеих рук ребенка с помощью зрительных анализаторов. Ребенку предлагается дорожка с нарисованным рисунком, железная обложка с изображением животного, которое нужно держать вдоль дорожки. Для этого ребенок должен взять палочку с магнитом на конце и, проводя магнитом под дорожкой, пропустить животное к дому.
Используя в своей работе данные дидактические игры, из подручных материалов, для развития психических процессов, мы видим, что детям интереснее и легче работать с такими пособиями, чем с материалом, которые есть в готовом виде и рекомендуем их родителям своих воспитанников. Потому что родители могут сделать их самостоятельно и заниматься с детьми в домашних условиях. Родители могут привлечь к изготовлению пособий детей, что повысит их интерес к ним. Главное преимущество таких игр, что их можно изготовить в разных уровнях сложности, исходя из особенностей конкретного ребенка, для их изготовления не требуется больших материальных вложений, а готовые, магазинные пособия не поддаются изменениям и совершенствованию, они такие, какие есть.
В заключение, хотелось бы отметить, что в силу особенностей здоровья детей, нельзя ожидать сильной динамики в их развитии. Но даже малейшие изменения, которые постепенно происходят у детей, безусловно, идут им на пользу, и их успехи - это наши общие успехи. Мы всегда находимся в поиске новых пособий и игр, которые могут помочь детям с нарушением опорно-двигательного аппарата в их развитии.