Светлана Платунова
Использование игровых, коррекционно-развивающих технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ
▼ Скачать
Использование игровых, коррекционно-развивающих технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
При работе с детьми с ОВЗ применяются самые различные технологии : например, технология разно уровневого обучения и воспитания, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, коррекционно-развивающие. Но наибольший интерес у детей вызывают игровые технологии.
Публикация «Использование игровых, коррекционно-развивающих технологий в экологическом воспитании детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игровые технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс превращается в нечто интересное, красочное и удивительное, что непременно вызовет восторг у детей. Главной и существенной чертой педагогической игры является наличие педагогической цели и соответствующий ей результат. Внедряя игровые технологии, педагог делает процесс получения новых знаний и умений более увлекательным.
В настоящее время экологическое образование и воспитание становится все более приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.
Особенно важно это для детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности.
Привитие любви к природе, непосредственное пребывание в ней благоприятно воздействуют на коррекцию поведенческих нарушений воспитанников. Это совершенствование эмоционально-волевой сферы через развитие умения сотрудничать, тренировка памяти, наблюдательности расширение кругозора, воспитание чуткого отношения к растениям и животным, к окружающему миру.
По формированию экологических знаний и умений можно выделить следующие направления воспитательной работы :
Познавательное направление (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).
Познавательно-развлекательное направление (устные журналы, тематические праздники, экологические игры, игры-путешествия).
Практическое направление, (уход за комнатными растениями, изготовление кормушек, подкормка птиц).
Исследовательское направление (Экскурсии и наблюдения)
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать в своей работе игры такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными задачами игровая деятельность. Игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений, в том числе лекарственных, животных, вопросы о природе, способствующие развитию любознательности. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и память.
В настоящее время есть много различных новых инновационных игровых технологий. Это кейс-технология (деловая игра, методы моделирования, зоологической идентификации др. Мы ими не пользуемся, кроме одной
которой я думаю используют все в своей работе. Это информационные технологии. (мультимедийные презентации, видеофильмы.)
Мы используем в своей работе традиционную игровую деятельность -экологические игры.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов. Это сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, соревновательные экологические игры, дидактические игры, игры с природным материалом. Игры придают воспитательным занятиям эмоциональную окраску, делают их живыми и более интересными.
Для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья внеклассная деятельность является немаловажной, прежде всего, эффективным методом для развития творческого потенциала, эмоционально-волевой сферы, интеллекта и психики.
Одной из наиболее крупных форм работы с детьми во внеурочное время –проведение тематических праздников на экологическую тему, которые проходят тоже большинство в игровой форме : «Осень, осень, в гости просим», «День птиц», «День Земли, воды и солнца» и др.
Ребята, с большим удовольствием, включаются в организацию праздников: разучивают стихи, рисуют рисунки, инсценируют сценки. Все это в конечном итоге содействует становлению личности ребёнка, развитию их способностей, определению жизненной перспективы и экологическому просвещению.
Также участие детей в экологических конкурсах, викторинах, рисунков, поделок. При изготовлении поделок и рисунков надо обращать внимание на то, чтобы дети видели красоту родной природы.
Экологическое воспитание детей с ОВЗ охватывает различные виды деятельности и, если проводить в системе, работа даст положительный результат. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем раньше мы увидим ее результативность.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании современных технологий мы помогаем ребенку с ОВЗ укреплять здоровье, корректировать различные нарушения, готовим их к социальной адаптации в обществе.
Я работаю над проблемой экологического воспитания детей
Стараюсь в своей работе использовать разнообразные формы и приемы, которые стимулируют познавательную деятельность детей, расширяют кругозор детей о природных явлениях:
- виртуальные экскурсии на природу, в зоологические музеи;
- прогулки на участке;
- работа в уголке природы т. е. уход за комнатными растениями;
- наблюдение на экскурсиях, занятиях, прогулках, в повседневной жизни;
;- чтение природоведческой, художественной литературы;
- изобразительная деятельность, с элементами природы;
- экологические занятия, беседы;
- экологические конкурсы, праздники, развлечения;
- составление экологических сказок к различным мероприятиям;
- обсуждение и проигрывание игровых проблемных ситуаций на экологические темы;
- экологические игры (дидактические, игры – путешествия)
Мы с ребятами участвуем в выставках осенней поделки
Растения, украшающие групповую комнату, игрушки, книги про природу всё это способствует интересу детей об окружающем мире. Опираясь на то, что дети нашей группы младшего школьного возраста большую роль отвожу играм.
В работе с детьми большое значение имеют дидактические
игры экологического содержания : Поэтому часто использую их и в беседах, и на прогулке, и на других мероприятиях ( : «Кто, где живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе «Отгадай овощ», «Угадай цветок» «Земля, воздух, вода.», «Полезное-неполезное», др. Можно использовать мячи т. д.
Дидактические игры заставляют ребенка быть внимательным, логически мыслить, искать правильный ответ, расширяют представления детей о мире природы. И все это ненавязчиво - в форме игры.
Проводим подвижные игры на улице экологической направленности («Цветы», «Птичка в клетке», «Ручеёк», «Птицелов», «Деревце», «Мороз», «Пастух и тля») и др.
Сюжетно-ролевые игры (цветовод, продавец цветов, лесник, агроном)
Для лучшего усвоения материала использую информационно-коммуникативные технологии, которые помогают в игровой форме изучить необходимый материал, способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей, мотивируют детей к действию, обеспечивают прочность усвоения знаний детей к тому же мультипликационный и видео материалы воспринимаются детьми с удовольствием, усвоение знаний происходит в непринуждённой форме. В процессе своей работы я создала мультимедийные презентации экологической тематики : «Голоса птиц», «Зеленая аптека», «Насекомые в загадках», «Чудо-овощи», «Удивительные явления природы», «Грибное царство», «Чтобы не было беды», «Птицы – наши друзья», «На бабушкином дворе», «Россия – Родина моя «и т. д.
Мне очень нравится использовать такую форму работы, как игры-путешествия, например, «Волшебная палочка», в которых дети с помощью мультимедийной презентации попадают на Северный полюс, на дно океана, в Африку, на другую планету и т. д. Получается виртуальная экскурсия, с помощью которой дети могут посетить незнакомые для себя места, познакомиться с природой разных материков, побывать на необитаемом острове и представить мир во всем его многообразии, не выходя за пределы группы.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Мы с ребятами проводили открытое занятие «Секрет лимона», где они были в роли исследователей.
Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.
«Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»