Елена Мирошниченко
Использование фитболов для развития и коррекции речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование фитболов для развития и коррекции речи дошкольников.
В современном обществе имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Наличие речевого дефекта приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития, что затрудняет процесс успешной социализации ребенка в обществе. Для коррекции речи детей в двигательной деятельности можно применять упражнения с фитболом, которые сочетают в себе движения и речь, развивают физические качества детей и позволяют расширить словарный запас. Высокая эффективность методики работы с коррекционными мячами давно получила подтверждение и успешно применяется во многих дошкольных учреждениях.
Публикация «Использование фитболов для развития и коррекции речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей
- Темочки
Фитбол — мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Его разработчиком является швейцарский врач - физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах. Фитболы изготовлены из прочных материалов, что служит гарантией безопасности проведения двигательной деятельности детей. Мячи могут быть различной упругости, размеров и покрытий. Для дошкольников, как правило, используется мяч с рожками или с ручками, либо классической круглой формы, различных цветов. Цвет воздействует на общее состояние ребенка и обладает целительными свойствами. Фитбол притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Во время занятия у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физическое развитие происходит опосредованно в процессе занимательной деятельности. Упражнения на фитболе просты по структуре движений. Дети постепенно учатся регулировать свои действия, получают представление о силе, скорости, ритме, координации. Прекрасно развивается чувство равновесия, укрепляются мышцы спины и брюшного пресса, создается хороший мышечный корсет, устанавливается правильное дыхание, формируется навык правильной осанки. Фитболы оказывают положительное воздействие на моторное развитие ребенка, что напрямую связанно с развитием речи. На первый взгляд занятие на фитболе кажется довольно легкомысленным: дети прыгают на больших мячиках и весело смеются. На самом же деле все не так просто. Мячи обладают вибрационным воздействием, это активизирует процессы реабилитации организма, оказывает как специальное, так и специфическое влияние практически на все органы и системы человека. Само использование фитбола выступает как оздоровительный фактор, а специально разработанный, коррекционной направленности стихотворный текст, который проговаривают дети, помогает подчинить движения тела заданному темпу; сила, интонация голоса определяют их амплитуду и выразительность. Это эмоционально украшает упражнения, и усвоение предложенного материала идет быстрее и успешнее. Кроме того, балансирующие движения на мяче и проговариваемые стихотворные строчки оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти, продуктивности запоминания. Особенно важны для детей с речевыми расстройствами приемы, приучающие ребенка выполнять задание в определенном ритме, где речевой рисунок нужно «отпрыгать», координируя движения и речь. Применение фитболов позволяет реализовать принцип комплексного коррекционного воздействия на детей и не имеет противопоказаний. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма стимулируют потребности в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоциональный отклик, а частая смена деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему.
Вот несколько фитбол-игр, которые можно применить при коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Подвижная игра «Рыбаки и пеликаны». Эта игра направлена на коррекцию и развитие всех свойств внимания: концентрацию, переключаемость, устойчивость и распределение. Она развивает ориентацию в пространстве, ловкость, артикуляционную моторику, произвольную и образную память, эмоциональную выразительность. При проговаривании стихотворного текста происходит автоматизация звуков [л], [л’], [р], [ш]. В игре участвуют две команды, «Рыбаки» и «Пеликаны», которые выстраиваются на одной площадке лицом друг к другу, сидя на мяче. На другой стороне площадки ориентирами обозначается озеро. Выполняя пружинящие движения на мяче, играющие начинают диалог:
Рыбаки: - Кто вы, птицы-великаны?
Пеликаны: - Наше имя пеликаны.
Рыбаки: - Что вы ловите немножко?
Пеликаны: - Ловим рыбу и рыбешку.
Рыбаки: - Где улов ваш, пеликаны?
Пеликан: - Мы кладем его в карманы.
Рыбаки: - А рыбёшкой угостите?
Пеликаны: - Нас сначала догоните!
На последнем слове «догоните» команда «Пеликанов» поворачивается кругом и старается «упрыгать» от «Рыбаков», спрятаться в «озере» (за ограничением на противоположной стороне зала). Команда «Рыбаков» старается их догнать. Пойманные «Пеликаны» выходят из игры. Кого не догнали, объявляются самыми ловкими «Пеликанами» и команды меняются ролями.
Подвижная игра «Цапля и лягушки» Игра направлена на координацию речи и движения, развитие слухового восприятия, автоматизацию звука [ц].
По считалке выбирается ловишка-«Цапля», все остальные – «Лягушки». Играющие, «Лягушки», сидят на мячах, образуя круг. «Цапля», на мяче, в центре. «Лягушки» по кругу, друг за другом, прыгают на мячах вокруг «Цапли» и произносят слова:
Идёт, идёт охота, заквакало болото,
Лягушки удирают со всех зелёных лап.
Им вовсе неохота, им страшно неохота,
Чтоб цапля их зацапала,
Цап! Цап! Цап!
После этих слов «Цапля», прыгая на мяче, старается поймать как можно больше лягушек, коснувшись рукой. Пойманные лягушки пропускают игру. Выбирается другой ловишка-«Цапля», игра повторяется.
Подвижная игра «Зайцы и медведь» Игра развивает воображение, эмоции, мимику, артикуляционный аппарат. При произношении стихотворного текста происходит дифференциация звуков [р]-[л].
Ребенок - «Медведь» сидит на фитболе и дремлет (в своей берлоге).
Дети – «Зайцы», прыгают вокруг «Медведя» на мячах и дразнятся:
Мишка бурый, мишка бурый!
Отчего такой ты хмурый?
«Медведь» пружиня на мяче, отвечает:
Я медком не угостился,
Вот на всех и рассердился.
Раз, два, три, четыре пять
Начинаю всех гонять!
После этих слов «Медведь», прыгая на мяче, догоняет «зайцев». Пойманные «Зайцы» выходят из игры. Выбирается другой «Медведь» и игра повторяется.
Подвижная игра «Солнышко и тучки» Способствует развитию связной речи, координационных навыков, ассоциаций и образов, а произносимый текст – дифференциации звуков [с]-[ш], [р]-[л].
На одной стороне располагаются играющие - «Тучки», на другой - «Солнышко».
«Тучи» и «Солнышко» спокойно, врассыпную, ходят по залу, перекатывая перед собой мяч и проговаривая слова:
Тучи по небу ходили
Красно солнышко ловили:
«А мы солнышко догоним,
А мы красное - поймаем!»
Солнышко останавливается и отвечает:
А я тучек не боюсь!
Я от серых - увернусь!
После этих слов «Солнышко» пытается вместе со своим мячом «укатиться за горизонт»
(перейти на противоположную сторону зала, «Тучки» своими мячами пытаются перекрыть путь «Солнышку», не дать ему спрятаться.
Подвижная игра «Пингвины на льдине» Игра направлена на концентрацию и переключаемость внимания, а стихотворный текст на автоматизацию звуков [л], [л’].
Фитболы-льдины в произвольном порядке разбросаны на одной стороне зала. «Охотник» располагается на противоположной стороне зала. Дети - «Пингвины» сидя пружинят на мяче и проговаривают слова:
Там, где в море лезут льдины,
Развлекаются пингвины :
Состязания у них
Соскользнули – и бултых!
После слова «бултых» «Пингвины» оставляют мячи и убегают от «Охотника». Водящий ребенок - «Охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть, садится на мяч, не касаясь при этом ногами пола, ловить его не разрешается. Пойманные «Пингвины» покидают игровое поле и пропускают игру.
Подвижная игра «Воробьи и кот». Эта игра на закрепление умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, на дифференциацию звуков [с]-[ш], переключаемость внимания. Она развивает общую моторику и служит дополнительным эмоциональным стимулом в развитии детей.
«Кот» сидит за мячом, «воробьи» прыгают по залу и проговаривают слова:
Забияки и воришки
Носят серые пальтишки,
На лету хватают крошки,
А боятся только кошки!
На последнем слове «Кот» выпрыгивает из-за мяча и сильно толкает его в «Воробьев» (ловит). Кого коснулся мяч – считается пойманным. С помощью считалки выбирается другой водящий-«Кот», и игра повторяется.
Попробуйте заняться фитболом со своими воспитанниками! Вы увидите, как это здорово! А волшебный мяч принесет радость и здоровье, и, обязательно, станет их настоящим другом!