Елена Пирогова
Консультация «Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10
«Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников
с задержкой психического развития»
Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал. Также одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету являются дидактические игры.
Публикация «Консультация „Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Игры рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений. Их можно использовать как в работе с подгруппой детей, так и индивидуально.
Игры по разделу «Количество и счет»
«Найди пару»
«Какое число я задумала»
«Не смотри»(счет на ощупь)
«Назови число на единицу больше меньше».
«Сколько нас без одного» (обратный счет,
«Какие числа пропущены»
«Назови соседей»
«Который по счету»
«Оживи картинку» - здесь детям даю картинку с написанными примерами и предлагаю раскрасить картинки цветными карандашами, соотнося полученный результат определенному цвету.
Игры на закрепление знаний о цифрах
«Слепи цифру из пластилина»,
«На что похожа цифра»,
«Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру».
«Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развиваю фантазию детей.
«Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело.
Игры на закрепление знаний о величине
«Шары» развитие и закрепление умения устанавливать отношение между элементами по величине (больше — меньше, толще, длиннее, короче).
«Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Матрешки», «Три медведя»
На закрепление умения сравнивать по двум признакам величины (длине и ширине) :
«Найди пару», «Завяжем куклам бантики»
«Помоги деду Морозу» использование промежуточного средства — мерки — при определении высоты предметов.
Работая по разделу «Измерение величины» вместе с обычными, всем известными методами использую такие игры, как: измерить шагами, пальцами, условной меркой.
Игры на закрепление знаний о геометрических фигурах
«Домино» дети учатся находить среди многих одну определенную фигуру, назвать ее. Игра закрепляет знание о геометрических фигурах.
«Найди предмет такой же формы» -здесь дети учатся выделять по форме конкретные предметы из окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами.
«Пара слов» = например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль; квадрат – картина; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму.
«Какая фигура лишняя» - здесь дети не только называют и показывают лишнюю фигуру, но и объясняют, почему она не подходит, почему лишняя.
«Найди крышку для каждой коробки», «Подбери заплатку»,
«Колумбово яйцо», «Танграм»,
«Блоки Дьенеша». Дети выкладывают фигурки как по образцу, так и по памяти.
«Геометрическое лото» - здесь перед ребенком геометрические фигуры – красный круг, зеленый квадрат, синий треугольник, желтый овал и др.
Предлагается положить на стол желтый овал, справа от него – синий треугольник, а слева от овала – зеленый квадрат. Далее ответить: «Какая фигура осталась?» Выбрать для нее место и назвать, где она лежит.
«Кодирование фигур».
«Сосчитай сколько треугольник, кругов».
Использую на своих занятиях игры с палочками. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложнялось: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат их двух палочек (используя угол стола).
Игры на развитие пространственных представлений
«Что изменилось?»
«Что где находится?»
«Поможем Зайке найти дорожку к домику»
«Что получилось?» - дети закрепляют умение ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.
«Рисуем платочки» - дети повторяют узор. Сравнивают получившиеся узоры. Находят ошибки.
Под влиянием правильно организованной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность.
С помощью игр по формированию математических представлений, дети войдут в мир математики, и обучение не покажется им трудным и скучным.
Математические игры являются эффективным дидактическим средством.
Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.