Наталья Перебейнос
Консультация «Использование дидактических игр по формированию представлений дошкольников о народном прикладном творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетворческих людей не бывает, бывает разное творчество. Созидательное и, увы, разрушительное. На созидательном творчестве основываются этнокультуры всех народов. И сохраняются в памяти потомков не только через предметы быта и культуры, но и духовное наследство – архетипической памяти. Некоторые ученые считают, что родную речь ребенок знает уже в утробе матери, еще до освоения им речевого аппарата. В архетипической памяти все есть, необходимо лишь это разбудить, поупражнять. И чем раньше, тем лучше.
Публикация «Консультация „Использование дидактических игр по формированию представлений дошкольников о народном прикладном творчестве“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
На занятиях по изобразительной деятельности хорошо видно, как дети охотно откликаются на выполнение работ по народному творчеству – работы получаются живые, интересные (в школе уже не так, даже в первом классе).
Потеря ребенком своего архетипа – большая трагедия. Дети сейчас подвергаются воздействию мощного потока чужой для них информации, закрывающей его архетипическую память, делающей его сознание фрагментарным, клиповым. Освоение архетипической памяти, в том числе и через использование дидактических игр, противостоит этому, сохраняя сознание ребенка живым и цельным. Кроме того, дидактические игры создают некие четкие границы его этноприроды, внутри которых ребенок чувствует себя защищенным, уверенным.
Например, применяют такие дидактические игры, как: «собери гжельскую розу», «собери сахарницу», «собери самовар», «собери пейзаж» (эти игры выполняются детьми не только по образцу, но и самостоятельно); «кони расписные», «укрась разделочную доску», «укрась поднос», «укрась платок», «найди тень», «что изменилось», «выложи узор из геометрических фигур».
Дидактические игры углубляют и ускоряют процесс психофизического созревания ребенка; облегчают освоение им аппарата воспроизведения образов и представлений, находящихся в его сознании.
Для освоения любых ремесел, необходимо хорошо развитое осязание. Поэтому в своей практике я использую пальчиковые игры : «ладушки» с малышами, «хлопки» («да» – два хлопка, «нет» – один хлопок, определяем на ощупь предметы, лепим на ощупь простые объекты. Было бы неплохо воспитателями в группах проводить хороводные игры в больших объемах («ручеек», «колечко», «глухой телефон» и др.). Это дает осязательное многообразие и тренирует восприятие многозначности тактильных ощущений для более полного освоения ближайшего окружения.
Для развития речевого аппарата ребенку необходимо издавать звуки, даже кричать. Учитывая это, мы играем в игры с участием речевого аппарата, в которых проявляется необходимость проговаривать объект (предмет) игры всесторонне: играем в игры «узнай по описанию», «художественный салон», «угадай и расскажи», «цветные капельки», «найди лишнее».
Я вижу большой смысл в таких играх и дидактических приемах. Возможно, освоение народно-декоративных промыслов – это единственное, чему стоит учить детей на занятиях по изобразительной деятельности и лепке. Профессиональной художественной деятельностью будут заниматься не все. Но во все века все народы, через украшение своего быта, развивая и пополняя народную культуру, тотально занимались росписью, рукоделием, резьбой и т. д. Зная это и приобщая детей к русскому народному творчеству, мы, в итоге, обогащаем архетипическую память, передаваемую новым поколениям. А значит, укрепляем здоровье нации.