Елена Слободчикова
Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Театрально - игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости. Однако, нельзя рассматривать спектакль, только, как развлечение. Восприятие кукольного спектакля - сложный психологический процесс, который формирует и умственные способности детей – развивает память, речь, усиливает навыки элементарных математических способностей. В педагогическом процессе нельзя опираться на усвоение детьми определённой суммы знаний, необходимо развивать их познавательную активность, способность к творчеству.
Публикация «Использование театрализованной деятельности в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Я решила во время проведения непосредственно образовательной деятельности использовать персонажей кукольного театра, именно в тот момент, когда дети начинают уставать и не хотят заниматься. Включение в занятия по формированию элементарных математических представлений элементов кукольного театра вносит в занятия разнообразие и повышает интерес к нему. С первого занятия я подметила, утомляемость снизилась, знания стали прочнее, интерес к занятию вырос. При прохождении темы «Количество и счёт» можно использовать пальчиковый театр. Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Сколько братцев было у пальчика – мальчика? В такой ситуации дети количественный счёт воспринимают быстрее и запоминают. С помощью сказки «Колобок» можно изучить математическую фигуру – круг. Посмотрите, это же герой какой-то сказки, как его зовут? (Колобок). Кто мне скажет да какую фигуру он похож? Давайте мы сделаем круг (дети выходят из-за столов). Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол и от бабушки ушёл. - Ребята, давайте подумаем, какие ещё предметы похожи на круг (ответы детей).
При прохождении порядкового счёта можно применить кукольный театр «Волк и семеро козлят». Ребята, сегодня к нам пришли гости. Мама – коза привела к нам своих ребят. Посмотрите, какие они нарядные. Первый козлёнок - в красном сарафане, второй в белой рубашке, третий - в зелёном, четвёртый - голубом, пятый - в коричневой, шестой - в синем, седьмой - в жёлтом… Одновременно мы усваиваем порядковый счёт и закрепляем цвет.
Познакомив с театром «Заяц, петух и лиса», можно спросить у детей: «Кто первый предложил помощь зайчику, второй, третий? (собака, волк, медведь).
При прохождении материала «Деление целого на части» я говорю: «Ребята к нам сегодня пришли в гости Лиса, Волк и Медведь, а гостей положено угощать. А у нас только одно яблоко. Как же нам быть?»
Дети предлагают разные варианты : сходить в магазин и купить ещё два, разделить яблоко на всех. Разделили яблоко на 4 части. Одну четвёртую дали Волку, одну четвёртую Лисе, одну четвёртую Медведю. «Ребята, а мы все части яблока раздали гостям? Одна четвёртая осталась. Как же быть?» Дети предлагают дольку разделить ещё на три части. Так и сделали и раздали гостям. Таким образом, дети усваивают материал «Деление целого на части и закрепляют счёт».
Подойдя к теме решения задач, учила дошкольников составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в одно действие. Задачи можно составлять на основе действий с разными игрушками, из наблюдений в окружающем мире, по картинкам, но самый положительный эффект мы получаем при решении задач с применением кукольного театра. В гости пришёл «Мишка» - ребёнок в шапочке «медведя». «Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста, решить мне задачу. По дороге к вам сорвал 10 шишек и 3 из них потерял. Сколько шишек у меня осталось?» Дети активно начали решать. Отвечают-7. Медведь одобряет ответ. «А теперь вы ребята придумайте для меня задачи, и будем решать их вместе». Театр стимулирует на занятии, стали придумывать задачи те дети, которые раньше не сочиняли. Задача по сказке «Волк и семеро козлят». У козы было семеро козлят, шестерых съел волк. Сколько козлят осталось? Все дети решают быстро. На одном из занятий появляется «Пятачок» с игрушечными часами и говорит: «Ребята, помогите мне пожалуйста, расселить жильцов, т. е. цифры, в их «домики». Дети внимательно рассматривают цифры, и начинают их называть по порядку, цифры занимают свои домики.
Можно с детьми разыграть стихотворение по ролям, надо заранее разучить текст и изготовить маски. (М. Карим)
«КТО КАК СЧИТАЕТ?»
Петух Я всех умней!
Ведущий: Кричал петух.
Петух Умею я считать до двух!
Хорё к: Подумаешь!
Ведущий Ворчит хорёк
Хорё к: А я могу до четырёх!
Жук: Я - до шести!
Ведущий: Воскликнул жук.
Паук: Я - до восьми!
Ведущий: Шепнул паук.
Тут подползла сороконожка.
Сороконожка: Я, кажется, умней немножко жука
И даже паука - считаю я до сорока.
Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж.
Уж: Ведь я ж не глуп, но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног,
А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш. Ему что хочешь,
То задашь. Одной ногой умножит, сложит,
Всё в мире сосчитать он сможет!
Дети повторяют счёт и узнают, сколько лап у животных и насекомых.
Можно с детьми подготовить целое театрализованную сказку, где дети обучают капризную царевну и следят за каждым её словом. В театрализованном представлении участвуют герои : царь, царевна, шут, кот - учёный и дети из чудо - домика.
Говорят, на свете, чудо- домик есть, что не не можно глаз отвесть.
Там живут ребята дружно. Всё – то спорится у них,
Вот бы умненьких таких в наше царство пригласить!
Царь шлёт срочно телеграмму и приглашает детей в царство для обучения капризной царевны.
Царь: Ну-ка, дочка, отвечай-ка, чтоб правдивый дать ответ.
Я из разных цифр я сделал бусы, а в тех кружках,
Где цифр нет, расставьте минусы и плюсы,
Чтоб верный получить ответ.
Царевна отвечать не хочет, но для неё всё решают «умненькие дети» или
Кот: Случай страшный, случай редкий, цифры в соре, вот беда!
Со своей стоять соседкой, не желает ни одна!
Труд не лёгкий, труд не малый, сделать так,
Чтоб на листе цифра каждая стояла по порядку на строке.
Все дети, а потом и царевна с большим желанием выполняют задание за заданием.
Использование театра оказывает благотворное влияние на детей. В театрализованной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это тренирует память, активизирует мышление. Дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё внимание. Ребята быстрее соображают и решают те или иные задачи.