Кристина Данильченко
Использование дидактических игр детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр детей старшего возраста.
Игра-это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.
Игровая деятельность — это ведущая деятельность дошкольников, реализующая их потребности в социальных компенсациях в игровых и воображаемых ситуациях. Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития.
Публикация «Использование дидактических игр детей старшего возраста» размещена в разделах
«Через игровую деятельность и движется ребенок. В этом смысле она является «ведущей», так как определяет развитие»
Игра позволяет совместить приятное с полезным, расширить кругозор ребенка, закрепить и углубить его знания, развить память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности.
Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. В процессе развития ребенка в дошкольном возрасте возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли. У него развивается фундамент самосознания – самооценка. Он учится оценивать себя с различных точек зрения: как друга, как хорошего человека, как доброго, внимательного, старательного, способного.
В этом возрасте игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а также средством его всестороннего развития и важным методом воспитания.
Дидактические игры удобны тем, что их можно использовать не только на специальных развивающих занятиях с детьми, но еще можно проводить в организованной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в свободное от занятий время. Такие игры воспитатель или психолог могут проводить с группой детей и индивидуально с каждым ребенком.
Дидактическая игра - важное средство образования ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Главное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность, речь детей.
В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:
- игры по сенсорному воспитанию;
- словесные игры;
- игры по ознакомлению с природой;
- по формированию математических представлений;
Иногда игры соотносятся с материалом:
- игры с дидактическими игрушками,
- настольно-печатные игры,
- словесные игры,
- псевдо сюжетные игры.
Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры :
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если созданные условия будут развивать у него уверенность в себе, в своих силах. А наиболее самостоятелен ребенок дошкольного возраста в игре - он сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.
Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
А. И. Сорокина писала: «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра.