Елена Кевдина
Использование диаграмм в работе с дошкольниками по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводится к обучению счета, измерению и вычислению. Особую ценность на сегодняшний день приобретает развитие самостоятельности и умения творчески мыслить. Проблема формирования самостоятельности и креативности мышления приобретает особую актуальность в связи с повышенным требованием общества к инициативной личности, умеющей нестандартно мыслить, находить оригинальные способы решения всевозможных ситуаций.
Публикация «Использование диаграмм в работе с дошкольниками по ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? В этом нам помогут три «Н» : НОВИЗНА, НЕОБЫЧНОСТЬ, НЕОЖИДАННОСТЬ.
Необходимо сделать обучение занимательным. Для этого педагог может использовать современные педагогические технологии и методы в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста. Изучая различную методическую литературу по вопросам современных педагогических технологий, я выделила для себя и решила применить на практике необычный метод обучения детей счету и решению простейших задач с помощью столбчатых и линейных диаграмм.
Цель работы : формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования диаграмм при счете и решении задач.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
• изучить методическую литературу по вышеуказанной теме;
• подобрать способы использования диаграмм в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях математикой;
• разработать картотеки заданий для работы с диаграммами;
• научить детей использовать диаграммы в практической деятельности;
• развивать интерес к математике.
Теоретическая значимость работы : освоение новых современных педагогических технологий и методов в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: использование материалов по теме «Диаграммы» в работе с дошкольниками.
Тема для детей интересна, предполагает активную работу ребенка по поиску и визуализации информации. Благодаря учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и открывающимся новым способам решения учебных задач развиваются личностные универсальные учебные действия, а также специальные учебные умения, что послужит основой для дальнейшей успешной учебной деятельности в школе.
Виды диаграмм, их появление и использование
«Диаграмма» в переводе с греческого языка обозначает изображение, рисунок, чертёж и представляет собой изображение отрезками, либо другими геометрическими фигурами информацию, которую можно быстро оценить благодаря наглядному соотношению величин.
Диаграммы используют в различных областях жизни: в бухгалтерии, в логистике, в программировании, в менеджменте. Но и обычному обывателю необходимо в них разбираться, так как часто нам представляют нужную информацию в виде диаграмм : рост или снижение цен, частоту заболеваний, уменьшение или увеличение каких-либо расходов, частоту потребления тех или иных продуктов, сравнительные характеристики каких-то товаров и т. д.
Диаграммы делятся на плоскостные (двумерные) и пространственные (трёхмерные или объёмные).
Преимущество диаграмм в сравнении с другими видами наглядных представлений информации в том, что можно быстро сделать вывод из большого количества данных.
Если говорить об истории возникновения диаграмм, то надо заметить, что в них используется функциональная зависимость данных, которая использовалась ещё в древности : в правилах действий над числами, в формулах нахождения площадей и объёмов геометрических фигур, в астрономических таблицах.
Понятия функции (Франсуа Виет и Рене Декарт) и прямоугольной системы координат (Рене Декарт и Пьер Ферма) стали основой всех современных диаграмм. Первые же статистические графики начал строить английский экономист У. Плейфер в работе «Коммерческий и политический атлас» 1786 года.
Использование диаграмм в работе с дошкольниками
Диаграммы помогают развить в ребёнке внимание, умение ровно изображать линии, ориентацию в пространстве. Это отличный способ развить логику, количественный счёт, умеет сравнивать предметы. Идёт развитие абстрактного и наглядно-образного мышления, развивается речь ребёнка и усидчивость. С помощью этих заданий ребёнок развивается, корректируется правильность движений, этот навык поможет ему в школе.
Диаграмма – это хороший способ приучить ребёнка к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить детей правильно считать, чтобы, рисуя линию - получить диаграмму.
Я считаю, что столбчатые диаграммы (гистограммы) – самые легкие для освоения дошкольниками. Столбчатая диаграмма — диаграмма, представленная прямоугольными зонами (столбцами, высоты или длины которых пропорциональны величинам, которые они отображают. Занятия с диаграммами, на мой взгляд, целесообразно проводить индивидуально, либо с небольшими группами.
Прежде чем начать работу с диаграммами, детям необходимо научиться пользоваться тетрадью, ориентироваться на листе, уметь видеть клетку, правильно находить ее стороны, углы, центр и середины сторон. Дальнейшим этапом будет обучение ребенка рисованию отрезков от заданной точки.
Для выполнения заданий с помощью диаграмм нам понадобятся : тетрадь в клетку, либо лист бумаги, на котором изображены клеточки, карандаш, ластик. Для рисования самих диаграмм можно использовать цветные карандаши, цветные ручки или фломастеры. Сначала мы отмечаем точку (в левом нижнем углу, от которой рисуем две линии (оси) : одна - слева направо, вторая – сверху вниз. На вертикальной линии отмечаем равные деления. На горизонтальной – предметы, указанные в условии. Количество делений на вертикальной оси может варьироваться в зависимости от условий задачи, можно, например, рисовать на одно деление больше наивысшего значения в задании. Длина горизонтальной линии не имеет принципиального значения, на ней лишь должно уместится количество предметов, заданных в условии.
Для примера возьмем следующее условие для задачи: у Миши было 4 игрушечные машинки, 3 самолета и 2 корабля. Первый этап работы с этим заданием – начертить диаграммы и пронумеровать деления на вертикальной оси. Далее, на горизонтальной оси отмечаются деления, обозначающие предметы (в данном задании – машинки, самолеты, корабли). Их можно обозначить буквами, либо даже нарисовать. Далее от точек, обозначающих предметы вверх, откладывается количество клеточек, равное значению, указанному в задании и рисуются столбики (Приложение 1). Теперь можно приступать к выполнению заданий. Это могут быть задания на сложение (сколько всего игрушек было у Миши, сколько было машинок и самолетиков вместе, и т. п.). Здесь ребенок может как сложить в уме, так и сосчитать количество отложенных клеточек. Также можно использовать задания на сравнение (чего больше кораблей или самолетов и т. п.). В данном случае ребенку просто требуется сравнить отрезки по высоте либо по количеству клеточек.
Если детям тяжело рисовать оси или диаграммы, можно предложить задания по заготовкам (Приложение 2) (где требуется только отобразить условия задачи нарисовать столбики, либо по готовым карточкам (Приложение 3) (где требуется только выполнить задания). Таким образов, в зависимости от способностей ребенка, занятие может быть подстроено именно под него, то есть делается упор на его индивидуальное развитие.
Работа с диаграммами — это процесс, требующий интеллектуального напряжения. Чтобы повысить и удержать умственную работоспособность детей на занятиях я провожу физкультминутки. Для этого я опять же использую картинки с диаграммами (Приложение 4). Например, в каждом столбике диаграммы отложено различное количество предметов, пусть это будут фигуры: круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Детям предлагается выполнить следующие задания: подпрыгни столько раз, сколько нарисовано кругов; наклонись вперед столько раз, сколько нарисовано треугольников; хлопни в ладоши столько раз, сколько нарисовано прямоугольников; присядь столько раз, сколько нарисовано квадратов. Такие физкультминутки помогают детям отвлечься, но одновременно закрепляют навыки работы с диаграммами.
Если позволяют технические средства, карточки для занятий и физкультминуток можно не распечатывать, а демонстрировать на экране.
Так же, я хочу отметить, что все карточки, разработанные мной, есть в электронном виде, что позволяет легко их редактировать (усложнять, менять значения, предметы, таким образом можно создавать великое множество заданий.
Заключение
Математика-волшебная наука, которая поможет детям развивать умения и способности. И неважно какую профессию в дальнейшем выберет ребенок: строителя или кондитера, программиста или фермера, врача или экономиста. Полученные математические знания всегда пригодятся. Изучение математики можно сравнить с нелегким, но увлекательным путешествием по удивительной стране.
Как показала практика, работа с диаграммами детям очень интересна. Для них это что-то новое, необычное, увлекательное. Старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Также, можно отметить, что при работе с диаграммами, дети получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы.
Изучение диаграмм и схем будут усложняться в школе. Если в ДОУ мы пишем и читаем диаграмму в двух действиях (от 1-20, то у детей в школе задания усложняются в двух направлениях: во-первых, увеличивается количество символов в схемах, во-вторых, они приобретают все более абстрактную форму. При использовании диаграмм в работе с дошкольниками не дается школьная нагрузка, дети играют, рисуют и развиваются.
Во время подбора материала по представленной теме, мой сын (ученик начальных классов) обратил внимание и попросил рассказать ему о диаграммах. Работа с диаграммами тоже показалась ему интересной. Теперь он с удовольствием выполняет задания по карточкам, которые я составляю соответственно его возрасту.
Я рекомендую использовать подобранный материал по работе с диаграммами с детьми подготовительных групп, также в работе с одарёнными детьми и в дополнительном образовании ДОО.
Перечень литературы
1. Таценко А. В. Инновационный мастер – класс по теме: «Увлекательная деятельность с дошкольниками по изучению ФЭМП с использованием «Линейных диаграмм», в игровой форме».
2. Воителева Г. В., Калинина И. Г Работа с таблицами и диаграммами // Начальная школа. 2014. No 7.
3. Д. В. Цаллагова «Изучение темы «Диаграммы» в начальной школе» Методическая разработка.
4. Исупова Н. И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов. // Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 23. № 4. С. 92-95.
5. Проценко, Е. А. Методические аспекты обучения младших школьников элементам математической статистики / Е. А. Проценко, Ю. В. Трофименко, Г. А. Семенова.
6. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. — М. : ВЛАДОС, 2003.
7. Панова Е. П. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста // Начальная школа. – 2002. — №6. – С. 56-59
8. Шагреева О. А., Родина Е. В., Стародубова Н. А Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. - М: Академия, 2002
9. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. – СПб. : Детство – Пресс, 2008.
10. Черенкова Е. Первые задачки. Развиваем логику и мышление для детей 3-6 лет. – М., 2008.
11. Кузнецова А. 205 Развивающие игры для детей 3-7 лет. – М., 2008.
12. Ефанова З. А. Развитие мышление. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.
13. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – Детство – пресс. 2010.