Ольга Сикстель
Исследовательско-творческий проект «Удивительные приключения капельки воды»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 2
городского округа-город Камышин
(МБДОУ Дс № 2)
Исследовательско –творческий проект «Удивительные приключения капельки воды»
Подготовила
Сикстель О. В.
Содержание:
1. Пояснительная записка. - 4
1.1. Общее описание инновационного продукта. -4
1.2. Аналоговый анализ. -5
1.3. Необходимое ресурсное обеспечение. -6
1.4. Технология внедрения инновационного продукта. -6
1.5. Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта. - 6
1.6. Возможные сложности при использовании инновационного продукта. -6
Публикация «Исследовательско-творческий проект „Удивительные приключения капельки воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
2. Инновационный продукт. -7
2.1. Паспорт проекта. -7
2.2 Актуальность. -7
2.3. Цели и задачи проектной деятельности. -8
2.4. Результат проекта. -8
2.5. Этапы реализации проекта. -8
2.6. Приложения. -14
3. Список литературы. -37
1. Пояснительная записка.
1.1. Общее описание инновационного продукта.
Ключевые положения.
Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды.
Задачи проекта:
• дать представления о значимой роли воды на Земле для всего живого;
• расширять представления о свойствах воды, познакомить с составом воды (кислород);
• учить детей видеть и выделять проблему эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• развивать наглядно-образное мышление, наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
• развивать речь, активизировать словарь;
• развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность;
• развивать эстетическое восприятие воды в природе;
• воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
• воспитывать бережное отношение к воде.
Глоссарий.
Лэпбук - сравнительно новое средство обучения, которое соответствует новым требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС (федерального государственного стандарта). Лэпбук (англ. lapbook) - интерактивная папка для детей на заданную тему. Тему и наполнение, которой вы выбираете сами.
Предметно - пространственная развивающая среда (ППРС) – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников.
LED-доска представляет собой панель для нанесения любых графических изображений и текста с помощью специальных флуоресцентных маркеров. Панель имеет светодиодную подсветку, благодаря которой нанесенный рисунок светится.
Пузы рь — наполненная каким-либо газом область (обычно округлой формы, ограниченная стенками из какой-либо жидкости. Наряду со сферой обозначает предельную выпуклость. Также слово используется в переносном смысле.
Капля — незначительное количество жидкости, принимающее округленную форму из-за сцепления ее частиц. Вес капли зависит от температуры, от вещества того тела, от которого капля отделяется, от размеров этого тела и от поверхностного натяжения жидкости.
Круговорот воды в природе (гидрологический цикл) — процесс циклического перемещения воды в земной биосфере. Состоит из испарения, конденсации и осадков.
Дождь - жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды диаметром 0.5-7 мм. Различают ливневые дожди из кучево-дождевых облаков и обложные дожди из слоисто-дождевых облаков.
Кислород - химический элемент, газ без цвета и запаха, входящий в состав воздуха, необходимый для дыхания и горения и образующий в соединении с водородом воду.
Снежинка - частица снега, кристаллик льда, обычно в форме звездочки.
Необходимость создания инновационного продукта.
Мир детей – это удивительный мир почемучек. Кому, как не нам, педагогам, приходится ежедневно отвечать на десятки «Почему?» И мои дошколята не исключение, они очень активные и любознательные, прирожденные исследователи! Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного, необыкновенного, порой необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными, осознанными и прочными. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса, было решено организовать и провести исследовательско - творческую работу с детьми в рамках реализации проекта «Удивительные приключения капельки воды». Участие детей в проекте позволит им самостоятельно выявить свойства воды, узнать, что в ее состав входит кислород, развить познавательную активность, элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности, а также художественно-эстетические навыки и речь.
1.2. Аналоговый анализ.
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Именно поэтому я выбрала такую форму работы, как проектная деятельность. Мой проект отличается от других способами и методами реализации. В ходе проекта активно использовалась интерактивная книга - лэпбук «Путешествие капельки», изготовленная мной, использовалось мультимедийное оборудование для показа презентаций, LED-доска, дети участвовали в шоу мыльных пузырей, посетили библиотеку.
1.3. Необходимое ресурсное обеспечение.
- Интерактивная книга - лэпбук «Путешествие капельки».
- Мультимедийное оборудование для показа презентаций.
- LED-доска.
- Материалы и оборудование для опытов.
- Материалы и оборудование для НОД.
1.4. Технология внедрения инновационного продукта.
Продолжительность проекта: длительный (3 месяца).
Тип проекта: исследовательско - творческий.
Образовательные области развития: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.
Основной вид деятельности: познавательно–исследовательская.
По форме реализации: групповой.
По содержанию: открытый.
Содержание данного проекта реализуется через оптимальное соотношение познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, обусловленное собственной активностью детей, ориентированной на экологически грамотное поведение и деятельность в природе, в процессе взаимодействия со взрослыми.
Участники проекта: дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекари, родители.
Возраст детей: 6 лет
1.5. Описание эффектов, достигаемых при использовании инновационного продукта.
Дети знают свойства воды, имеют элементарные представления о том, что для поддержания жизни вода нужна всему живому, имеют представления, что в состав воды входит кислород, умеют видеть и выделять проблему эксперимента, умеют отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Родителями изготовлены макеты, поделки, рисунки; прослушаны консультации.
Педагогами пополнено оснащение познавательно - исследовательской мини лаборатории необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению свойств воды, изготовлен лэпбук, организованна выставка.
1.6. Возможные сложности при использовании инновационного продукта.
Во время реализации проекта сложностей не наблюдалось.
2. Инновационный продукт.
2.1. Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: длительный (3 месяца).
Тип проекта: исследовательско - творческий.
Образовательные области развития: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.
Основной вид деятельности: познавательно–исследовательская.
По форме реализации: групповой.
По содержанию: открытый.
Содержание данного проекта реализуется через оптимальное соотношение познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, обусловленное собственной активностью детей, ориентированной на экологически грамотное поведение и деятельность в природе, в процессе взаимодействия со взрослыми.
Участники проекта: дети группы, воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекари, родители.
Возраст детей: 6 лет
2.2. Актуальность.
Мир детей – это удивительный мир почемучек. Кому, как не нам, педагогам, приходится ежедневно отвечать на десятки «Почему?» И мои дошколята не исключение, они очень активные и любознательные, прирожденные исследователи! Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного, необыкновенного, порой необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными, осознанными и прочными. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Для удовлетворения детского любопытства и развития познавательного интереса, было решено организовать и провести исследовательско - творческую работу с детьми в рамках реализации проекта «Удивительные приключения капельки воды». Участие детей в проекте позволит им самостоятельно выявить свойства воды, узнать, что в ее состав входит кислород, развить познавательную активность, элементарные навыки опытно – экспериментальной деятельности, а также художественно-эстетические навыки и речь.
Новизна проекта заключается в том, что в основу работы положен прием погружения в проблему, которая решается через непосредственное добывание детьми фактов путем познавательно – исследовательской деятельности. Также, данный проект, составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
2.3. Цели и задачи проектной деятельности.
Объект исследования: вода.
Цель проекта: формирование представлений о свойствах воды.
Задачи проекта:
• дать представления о значимой роли воды на Земле для всего живого;
• расширять представления о свойствах воды, познакомить с составом воды (кислород); учить детей видеть и выделять проблему эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• развивать наглядно-образное мышление, наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость;
• развивать речь, активизировать словарь;
• развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность;
• развивать эстетическое восприятие воды в природе;
• воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
• воспитывать бережное отношение к воде.
2.4. Результат проекта.
Дети знают свойства воды, имеют элементарные представления о том, что для поддержания жизни вода нужна всему живому, имеют представления, что в состав воды входит кислород, умеют видеть и выделять проблему эксперимента, умеют отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Родителями изготовлены макеты, поделки, рисунки; прослушаны консультации.
Педагогами пополнено оснащение познавательно - исследовательской мини лаборатории необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению свойств воды, изготовлен лэпбук, организованна выставка.
2. 5. Этапы реализации проекта:
Организационный этап.
Постановка познавательной проблемы, создание воспитателем мотивации, принятие задачи детьми. Выявление знаний детей о воде, ее роли в жизни животных, растений, человека, ее свойствах и составе в ходе проведенных бесед, ознакомления с художественной литературой, дидактических и сюжетно – ролевых игр, прогулок. Анализируя результаты, я выявила, что высокого уровня знаний не показал ни один ребенок, обследуемые дети показали средний (61%-11 человек) и низкий (39%-7 человек) уровень знаний. Особые затруднения были по следующим вопросам: знают о том, что в состав воды входит кислород и вода имеет вес. Это ещё раз подтверждает актуальность проекта.
Основной этап.
Перспективный план реализации проекта
«Удивительные приключения капельки воды»
1 Сроки проведения
2 Мероприятия
3 Цели
4 Работа с родителями
5 Совершенствование ППРС
октябрь
Развлечение «Шоу мыльных пузырей»
Создать у детей радостное настроение.
- Анкетирование родителей на тему:
«Как вы относитесь к детскому экспериментированию?».
- Привлечение родителей к оснащению познавательно - исследовательского центра необходимыми материалами и оборудованием, для проведения опытов по изучению свойств воды.
-Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста».
-Составление картотеки опытов и экспериментов, формирующих представления детей о свойствах воды.
-Пополнение познавательно – исследовательского центра необходимыми материалами и оборудованием для проведения опытов по изучению свойств воды.
Презентация «Волшебница вода»
Дать детям общее представление о воде, о ее месте в природе, о ее важности и о необходимости бережного отношения к ней.
- Опыт «Вода и песок»
Дать представление об изменении воды, если в нее добавить песок (мутная – прозрачная, и об изменении песка, если в него добавить воду (сухой - мокрый).
- Опыт
«Свойства воды» Дать детям представление о свойствах воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета)
- НОД по экологии «Приключения капельки»
Формировать представления о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде.
ноябрь
- Презентация «Природные явления»
Дать представление детям о природных явлениях, связанных с водой. -Консультация «Почему нужно учить детей беречь воду?».
- Выставка рисунков на тему «Берегите воду».
- Консультация для родителей: «Поговорим о воде».
-Изготовление лэпбука «Путешествие капельки».
-Пополнение с/р игры «Кухня» новыми атрибутами.
-Изготовление атрибутов к п/игре «Царство льда, воды и пара».
- НОД по рисованию «В подводном царстве»
Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе, используя технику рисования ладошками;
познакомить детей с кристаллами морской соли, со способом получения морской воды и её свойствами (плотностью и способностью растворять вещества); развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творческие, познавательные способности детей.
- Лото "Вода в природе".
(Лэпбук «Путешествие капельки»)
Расширить представления детей о значении воды в природе: вода как средство существования для животных, растений.
- Опыт «Ходит капелька по кругу. Круговорот воды в природе».
Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
- Выставка рисунков на тему «Берегите воду». Рассматривание рисунков, беседа по теме выставки.
Формировать умение описывать и объяснять, что изображено на рисунке, дать представление о бережном отношении к воде, развивать речь.
- Посещение библиотеки. Тема: «Мир вокруг нас»
Формировать представление детей о природе вокруг нас.
-Загадки на тему «Вода» (Лэпбук «Путешествие капельки»)
Развивать мышление, внимание, восприятие.
- Опыт «Разноцветная водичка».
Закрепить представление детей о том, что вода не имеет цвета, но ее можно красить.
декабрь
- П/игра «Царство льда, воды и пара»
Формировать представления об агрегатных превращениях воды. - - Консультация «Снежинки - чудинки»
- Привлечение родителей к оформлению группы к новому году (вырезывание снежинок) -Изготовление макета «Вода в природе».
-Оформление альбома с
рисунками на тему «Берегите воду».
-Оформление группы и детского сада к новому году.
- Игра «Считаем с Капелькой». (Лэпбук «Путешествие капельки») Формирование элементарных математических представлений.
-Опыт «Кислород в воде»
Познакомить с составом воды (кислород, развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
- Игра «Разноцветные капельки» (Лэпбук «Путешествие капельки») Развитие восприятия цвета, эмоций, внимания и мышления, памяти, формирование математических представлений.
- НОД по ручному труду «Снежинки» Учить детей вырезывать снежинки.
- Опыт «Агрегатные состояния воды».
Доказать, что состояние воды зависит от t воздуха и находится в трёх состояниях: жидком - вода, твёрдом - снег, лёд, газообразном - пар.
- Праздник «День воды». Закрепить представления детей о значимости воды для всего живого, о необходимости защиты окружающей среды.
Заключительный этап.
На заключительном этапе проекта, в ходе беседы, было выявлено, что у детей значительно повысился уровень знаний и представлений о свойствах воды, о том, что вода имеет вес и в ее составе находится кислород, о том, что краска растворяется в воде быстрее при перемешивании. По результатам опроса высокий уровень показали 67%-12 детей, средний уровень 33%-6 детей, низкий уровень не показал никто. Таким образом, считаю, что данный проект вполне актуален для реализации с детьми подготовительной к школе группе.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Как вы относитесь к детскому экспериментированию?».
Уважаемые родители!
Экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста, оказывающий большое влияние на их всесторонне развитие. Для организации этой работы нам важно знать ваше отношение к познавательно-исследовательской деятельности детей. Подчеркните один из вариантов ответов или ответьте на предложенный вопрос.
1. Часто ли Ваш ребенок задает вопросы? (Да / Нет / Иногда)
2. Как Вы на них реагируете?
а) стараюсь доступно рассказать ребенку все, что знаю по этому вопросу;
б) отвечаю первое, что приходит в голову;
в) говорю, что у меня нет времени.
3. В чем проявляется исследовательская активность Вашего ребенка?
а) предпочитает самостоятельно исследовать окружающие его предметы;
б) любит узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных
передач, чтение детских энциклопедий, рассказы взрослых).
в) редко проявляет исследовательскую активность.
4. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
___
5. Повторяет ли дома эксперименты, проведённые в детском саду? (часто / редко/ никогда) Если да, то какие?
___
6. Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию (нужное
подчеркнуть):
а) сотрудничаю, т. е. включаюсь в деятельность;
б) одобряю, проявляю интерес, задаю вопросы;
в) никак, считаю эту деятельность бесполезной.
7. Какие из наиболее ярких открытий, по Вашему мнению, за последнее время сделал Ваш ребенок?___
9. Нужна ли Вам консультационная помощь по организации детского
экспериментирования в домашних условиях? (Да / Нет)
10. Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать? Почему?___
Благодарим Вас за сотрудничество!
3.
Список литературы.
1. Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Издательство: Мозаика-синтез, 2014.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Издательство: Детство-пресс, 2016.
3. Журнал Дошкольное образование/ март/2016/Свойства воды.
4. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.
5. Основная образовательная программа МБДОУ Дс № 2.
6. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Издательство: АРКТИ, 2008.
7. Уланова Л. А. «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок 3-7 лет». Издательство: Детство-Пресс, 2010г.
8. Интернет - ресурсы.