Светлана Прислипская
Исследовательско — творческий проект «Русский народный костюм»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Прислипская Светлана Ивановна,
воспитатель
МДОУ «Д/с № 5 комбинированного вида»,
г. Луга Ленинградской области
Базовая образовательная область: «художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие».
Тип проекта: исследовательско- творческий.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой.
По времени проведения: краткосрочный (2 месяца : март - апрель).
Публикация «Исследовательско — творческий проект „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Возраст детей: 6-7 лет.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта — воспитатель.
Дети и родители ГКН детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Содержание проекта
Актуальность проекта.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Паспорт проекта.
Цель проекта
Задачи проекта
Условия реализации проекта
Сроки и этапы реализации проекта
Участники-исполнители
Содержание деятельности по этапам реализации проекта
Ожидаемые результаты проекта
Литература (методическое обеспечение).
Актуальность:
Развитие этнокультурного образования подрастающего поколения обусловлено социально-политическими и духовными переменами в обществе, вызывающими интерес к российским народным традициям и культуре.
Краеведческое направление в работе детского сада диктует обновление содержания дошкольного образования, выявление новых подходов к педагогическому процессу на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, внедрение эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.
В процессе совместной образовательной деятельности детей знакомят с декоративно-прикладным искусством России. Народный костюм- часть культурного наследия, ознакомление с ним также требует новых подходов.
Проект основан на представлениях детей об историческом прошлом, на изобразительных умениях декоративного рисования и уже освоенных технических навыках рисования орнаментов.
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: дети получают новые знания, учатся проявлять творческую активность в процессе выполнения продуктов деятельности, приобщаются к национальной культуре.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников, знакомить их с народными традициями, упражнять в навыках декоративного рисования.
Родители: получают новые знания по теме проекта, расширяются возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий м собственного экспериментирования детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательно- исследовательской, игровой, коммуникативной и изобразительной деятельности, применяя полученные ранее знания.
Родители: совместно с детьми ведут разработку темы проекта в домашних условиях, применяя полученные знания при реализации проекта со своими детьми.
Паспорт проекта
Название проекта «Русский народный костюм»
Вид проектаИсследовательско-творческий
Основные разработчики проектаПрислипская Светлана Ивановна
Цель проектаДать детям новые знания и навыки декоративного рисования, формировать у них интерес к национальной культуре.
Задачи проекта.
-Развивать интерес к народному искусству.
-Развивать умение при составлении декоративной композиции на основе декоративно - прикладного искусства русского народного костюма использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
-Формировать устойчивый интереса к изобразительной декоративной деятельности.
-Развивать образное мышление.
-Развивать мыслительные операции в процессе восприятия предметов и явлений: формировать умение выделять цвет, ритм, чередование элементов в орнаменте.
-Развивать и обогащать речь детей. Словарь: рубаха, сарафан, кокошник; украшение, узор, орнамент, знак, элемент, орнамент, декор; подол, рукав, горловина, пояс; вышивка, набивка; (названия цветов).
-Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость.
-Воспитывать творческую самостоятельность.
Условия реализации проекта.
1. Создание интереса у детей к русскому народному костюму.
2. Участие родителей в реализации проекта.
3. Подбор воспитателем необходимого материала, заинтересованность педагога.
Сроки и этапы реализации.
проекта Сроки: краткосрочный (2 месяца : март - апрель).
Этапы реализации проекта.
I Подготовительный этап
1. Изучение образовательно-методической литературы воспитателем по теме проекта.
2. Разработка стратегии реализации проекта.
3. Создание условий для реализации проекта.
II Основной этап
Основные направления:
-Формировать представления о жизни русских людей в старину.
-Познакомить детей с традициями русского народного костюма.
-Продолжать знакомить детей с народными декоративно - прикладными промыслами: вышиванием, набивкой.
III Заключительный этап
1. Итоговые мероприятия с участием детей и родителей.
2. Диагностика, подведение итогов проекта воспитателем.
Участники - исполнители. Дети подготовительной группы, воспитатель, родители (косвенное участие в подборе материалов для воспитателя и детей).
Содержание деятельности по этапам реализации проекта.
I Подготовительный этап
Воспитатель.
Определение темы проекта. Формулировка цели и разбивка на веер задач.
Составление плана основного этапа проекта. Ознакомление детей и родителей с задачами проекта, с последовательностью реализации задач.
Формирование мотивации на рассматривание старинной русской одежды.
Беседа с детьми на тему: «Что вы знаете об одежде?»
Подготовка для родителей наглядной информации «Русский народный костюм».
Дети. Принятие темы и вынесение предложений.
Родители. Решение о принятии участия в проекте, распределение тем. Ознакомление с наглядной информацией для родителей «Русский народный костюм».
II Основной этап
Воспитатель.
Подготовка презентации «Русский народный костюм» для детей.
НОД:
Беседа «Какую одежду носили в старину».
Рисование «Нарядная рубаха-оберег».
Упражнение «Орнаменты». Знакомство детей с семантическими знаками русского народного орнамента.
Рисование «Сарафан». Упражнение «Придумай свой орнамент».
Дети. Знакомство детей с семантическими знаками русского народного орнамента.
Рассматривание картинок, иллюстраций, открыток, фотографий и другого наглядного печатного материала.
Просмотр презентации «Русский народный костюм».
Раскрашивание картинок с детьми в русских костюмах.
Родители.
Просвещение детей: чтение художественной литературы, просмотр видео, картинок, иллюстраций, посещение выставок. Помощь воспитателю в организации проектной деятельности с детьми. Экскурсия на ярмарку в городе с детьми.
Участие в оформлении «Уголка русского народного костюма»
III Заключительный этап
Выставка работ детей «Русский народный костюм» (по итогам рисования и раскрашивания).
Создание воспитателем электронного портфолио по результатам проекта.
Творческая работа воспитателя с участием родителей и детей: фотовыставка «Мы любим русские народные костюмы».
Ожидаемые результаты проекта Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды, научатся читать семантические знаки русского народного узора.
Развитие творческой активности детей.
Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.
Методическое обеспечение
•Гаврилушкина О. П. Социализация и развитие знаково-символической деятельности дошкольников, отстающих в развитии” (Сб. докл. Межресп. научно-практ. конф.) Минск, 1997,с. 24-32.
•Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.
•Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2011.
•Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с. : ил. – («Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»).
•Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/ По ред. К. В. Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
•Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: Сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах/ Авт. -сост. А. Н. Чусовская. – М. : АРКТИ, 2011.
•Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
•Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента // Дошкольное воспитание, 2004.-№3, с. 34-3.