Ирина Клюева
Исследовательско-творческий проект в старшей группе «Путешествие по сказке «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско-творческий проект в старшей группе
Автор: Клюева Ирина Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №2», г. Ардатов, Нижегородской области.
Одной из главных задач современного образования является воспитание будущего школьника-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к решению, владеет методами поиска, умеет сам добывать знания, т. е. у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности, таких как игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также восприятие художественной литературы. И эта деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Задумавшись над вопросом «С помощью какого средства можно достичь таких результатов, не забывая об уникальности и самоценности детства?», я поняла, что таким средством может стать народная сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого детства и остается с ним на всю жизнь. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы.
Публикация «Исследовательско-творческий проект в старшей группе „Путешествие по сказке „Колобок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
На примере русской народной сказки «Колобок», я покажу, как формирую у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Сюжет сказки несложен, знаком любому малышу, но стоит внимательно вчитаться в сказку, и окажется, что многое в ней непонятно и неизвестно. С данной целью в старшей группе был реализован проект «Путешествие по сказке «Колобок».
«Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок».
Цель проекта : формирование предпосылок учебной деятельности посредством народной сказки.
Задачи проекта.
Обучающие:
-формирование целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами исследования;
- побуждать детей к самостоятельным попыткам делать выводы и планировать последовательность действий в своих исследованиях.
- формировать предпосылки практических и умственных действий.
Развивающие:
-развивать память, инициативность, любознательность, образное мышление, воображение, фантазию, речь;
- развивать любознательность, желание сравнивать, анализировать, обобщать, проявлять интерес к исследовательской деятельности;
- активизировать исследовательскую деятельность, мыслительные способности детей через различные виды деятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать желание у детей к творческой деятельности, вызывать интерес к эстетико-эмоциональному творчеству, содействовать развитию индивидуальных творческих способностей и художественных наклонностей;
-воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Вид проекта : исследовательско-творческий.
Участники проекта : родители, дети старшей группы «Знайки», воспитатели.
Продолжительность: с 1-15 декабря (краткосрочный).
Возраст детей: 5-7 лет.
Предполагаемый результат:
• Рост желаний самостоятельно обследовать предметы и больше узнать о них, используя знакомые и новые способы, активно применяя все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторные действия).
• Раскрытие творческого потенциала личности ребенка, повышение познавательной активности детей (определяется через активность участия, проявления ответственности к поручениям и желание их выполнять).
• Созданы комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта и их родителей, в создании образов сказочных героев, в совместной творческой деятельности.
Этапы работы над проектом.
1 этап.
Проблема: Мы с ребятами задумались над тем, всегда ли сказка заканчивается тем, что добро побеждает зло. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чем же секрет успеха Колобка! Почему все герои сказки непременно хотят его съесть! Как понять сегодня смысл слов «амбар», «сусек», «пригоршня» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Почему Колобка всегда рисуют круглым? Чем объяснить такую форму внешнего вида главного героя сказки? В чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей? И как спасти любимого героя?
Детям было предложено исследование сказки с целью выяснить :
1. Что значит слово «колобок»?
2. Значение устаревших слов «амбар», «короб», «сусек» и т. д., имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня.
3. Секрет выпечки Колобка – кулинарного изделия из теста, исходя из текста сказки. Сделать свою попытку испечь колобок.
4. Придумать способы спасения Колобка.
Мы с ребятами предположили, что Колобок является национальным сказочным героем, и считаем, что он не заслуживает такого наказания от хитрой лисы. Эта сказка вызывает слёзы и травмирует детские души. На наш взгляд, необходимо спасти Колобка и сделать счастливый конец русской народной сказки.
2 этап.
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта; оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстрации, литературы; беседы с родителями о необходимом участии их в проекте.
3 этап.
Мероприятия с детьми.
1. Познавательное развитие.
-Организационная образовательная деятельность: «Путешествие по сказке «Колобок». «Как мы Колобка спасали».
- Рассказ воспитателя : «Всегда ли в сказках добро побеждает зло?».
-Дидактическая игра-презентация по сказке «Колобок».
-Дидактическая игра «Собери сказку».
2. Речевое развитие.
-Организационная образовательная деятельность «Как мы Колобка спасали»
3. Социально-коммуникативное развитие.
-Драматизация сказки «Колобок».
-Викторина «Знатоки сказок».
-Коллективное сочинение и показ сказки «Колобок» на новый лад».
4. Художественно-эстетическое развитие.
-Оформление книжек-самоделок.
-Рисование: «Как мы Колобка спасали».
5. Физическое развитие.
-Физическая культура по сказке «Колобок»
-Подвижная игра «Жили-были баба с дедом».
-Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».
Мероприятия с родителями:
-приглашение в участии в проекте;
-выступление на родительском собрании на тему: «Формирование предпосылок учебной деятельности посредством приобщения к художественной литературе».
-выставка творческих работ детей;
-приобщение к поиску кулинарного рецепта колобка, приготовление совместно с детьми;
-участие в итоговом мероприятии.
Заключительный этап:
- итоговое интегрированное занятие «Старая сказка на новый лад».
- выставка детского творчества: книжки-самоделки «Колобок на новый лад»; рисунки «Как мы спасали Колобка».
-презентация проекта на педагогическом совете.