Елена Денисова
«Маленькие исследователи». Исследовательско-творческий проект в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
1. Вид проекта : исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: краткосрочный, 2 недели (1-12 февраля).
3. Участники проекта : Воспитатели, дети второй младшей группы, родители воспитанников.
Актуальность
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она представляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать что-то новое – важные черты детского поведения. Исследовательская деятельность дает детям возможность думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают фокусы, для детей это необычное удивительное действие. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Цель проекта : создание условий для экспериментальной деятельности детей, для формирования и развития познавательного интереса.
Задачи проекта :
-Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
-развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами;
-формировать навыки мыслительных действий, анализа, классификации, способствующих развитию речи;
-развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
-учить объяснять наблюдаемое.
Предполагаемый результат:
-Созданы условия для развития познавательного интереса;
-сформированы навыки мыслительных действий;
- расширились и углубились знания и представления ребенка об окружающем мире;
- сформировались познавательные умения через экспериментальную деятельность;
Продукт проектной деятельности : Совместная творческая работа «Чудеса в природе», картотека опытов.
Реализация проекта.
1 этап подготовительный: (1-2 февраля)
- изучение литературы,
- разработка тематического плана проектной деятельности на тему «Чудеса, фокусы, эксперименты»
2 этап практический: (3-12 февраля)
- пополнение и обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами,
- изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ,
- подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
- составление конспектов тематических занятий,
- составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
3 этап заключительный:
- апробировать наработанный материал, выявить затруднения, внести коррективы;
- фотоотчет для родителей по проекту.
План проекта
День недели Форма работы:Совместная деятельность, НОД, режимные моменты.
Понедельник
08.02.2016
Тема дня: «В гости солнышко пришло»
*Утренняя гимнастика «Вот как солнышко встаёт».
* Чтение художественной литературы. Г. Бойко «Солнышко». Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.
* Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко». (см. приложение). Развитие мелкой моторики рук.
*НОД физкультурное «В гости к солнышку» (см. конспект-приложение).
* Дидактическая игра «Лучики для солнышка», (с прищепками). Цель :развитие мелкой моторики рук.
* НОД ИЗО деятельность: «Светит солнышко в окошко». Формирование навыков работы с красками, обучение умению рисовать прямые линии. Закрепление знаний геометрической формы «круг»; закрепление понятий «один» и «много»; закрепление знания цвета «жёлтый».
* Прогулка «У солнышка в гостях» Наблюдение за солнцем. Расширение представлений детей о солнце. Подвижная игра «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности.
Деятельность после сна:
*Гимнастика «Пробуждение солнышка».(см. приложение)
* Игра –ситуация «Солнечные зайчики». (см. приложение).
Вторник
08.02.2016
Тема дня: «Ветерок-волшебник»
*Утренняя гимнастика «Ветер по небу гулял».
*Беседа с детьми «Что такое ветер» Цель: познакомить со словами, обозначающими признаки ветра: сильный, слабый, невидимый:
*Дыхательная гимнастика «Надуем шарик».
*Эксперимент «Послушный ветерок» (см. приложение).
*НОД музыкальная деятельность по плану муз. руководителя.
* НОД аппликация «Весёлые облака» Развивать творческие способности детей, используя нетрадиционный способ аппликации - обрывание бумаги.
Прогулка «Наблюдение за ветром» Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер. Учить детей давать характеристику ветру – теплый, холодный. Показать простейшие связи между ветром и окружающими предметами – ленточки, султанчики, деревья.
- Подвижная игра «Снежинки и ветер». Упражнять в беге в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу.
* Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее.
Деятельность после сна:
*Гимнастика «Ветерок» (см. приложение)
*Опыты с воздушным шариком (см приложение)
Среда
08.02.2016
Тема дня: «Вода – чудо природы»
*Утренняя гимнастика «За водицей мы шагали».
* Чтение художественной литературы. Сказка «Как Костя не умывался». Учить детей понимать содержание, делать выводы.
* НОД Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Волшебница-вода (см. конспект. приложение № 3).
*Игра эксперимент «Прятки с водой» (см. приложение).
*НОД физкультурное «Путешествие с капелькой» (см конспект-приложение).
* Прогулка: опыты и эксперименты на прогулке «Цветные льдинки», «Покрасим снег». Подвижная игра «Найди свой цвет» Учить детей быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
Деятельность после сна:
*Гимнастика «Дождик».
*Игра эксперимент «Тонет,не тонет». Расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы).
Четверг
08.02.2016
Тема дня: «Фокусы с песком»
*Утренняя гимнастика «На речном берегу» (одноразовые ложки вместо совочков)
*Рисование на мокром песке «Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей. (см. приложение)
* НОД музыкальная деятельность по плану муз. руководителя;
*Игра-экспериментирование с мокрым и сухим песком «Пирожки для мишки» Развивать познавательную и речевую деятельность в процессе экспериментирования, делать выводы. (см. приложение)
* Прогулка: Наблюдение за работой дворника. Закреплять знания детей о профессии дворника, что входит в его обязанности, чем можно помочь дворнику, воспитывать доброжелательное отношение к сотрудникам детского сада.
Трудовая деятельность: «Засыпаем песком дорожки, чтоб ходили и не падали ножки»
П/игра «По ровненькой дорожке». Развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.
Деятельность после сна:
*Гимнастика (по выбору воспитателя).
*Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели». Цель: развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке (см. приложение)
Пятница
08.02.2016
Тема дня: «Что узнали мы расскажем, что увидели-покажем» *Утренняя гимнастика «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья»
* НОД; ознакомление с окружающим (итоговое занятие по тематики недели) «Волшебный мешочек»
*Коллективная работа. «Чудеса в природе» Цель:
Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук, формировать навыки работы в коллективе;
*Прогулка. Наблюдения за явлениями природы -солнцем, ветром. Закреплять знания о простейших связях с окружающими предметами.
П/ игры: «Снежинки и ветер», «Солнечные зайчики».
Игровое упражнение «Допрыгни до снежинки»
Деятельность после сна:
*Гимнастика (по выбору воспитателя)
*Самостоятельные игры детей на закрепление пройденного материала. (дид/игры, игры-эксперименты).
Литература:
1. Никитина Т. В. Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Март-Май. Вторая младшая группа Волгоград : Учитель, 2013;
2. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3. РыжоваЛ. В. «Методика детского экспериментирования», издательство: Детство-пресс;
3. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников, АРКТИ, 2008;
4. Белько Е. «Веселые научные опыты для детей», Издательство: Питер
4. Интернет ресурсы.