Получи документы

Исследовательско-творческий проект «Что умеет воздух делать?» для детей младшего дошкольного возраста

Брицына Софья Ивановна
Исследовательско-творческий проект «Что умеет воздух делать?» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Наименование

«Что умеет делать воздух?»

Проблема

Методические разработки познавательно-исследовательской деятельности для детей младшего дошкольного возраста предлагают экспериментирование с различными материалами, в т. ч. природными. Но в них, практически, отсутствует исследование детьми свойств воздуха. Между тем, дети 3-4 лет способны усвоить опыт использования движения воздуха в разных целях и информацию о некоторых физических явлениях, связанных с ним.

Публикация «Исследовательско-творческий проект „Что умеет воздух делать?“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Адресация

Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми младшего дошкольного возраста

Участники

Воспитатель, воспитанники 3-4 лет младшей разновозрастной группы.

Цель

Обогащение познавательного опыта; формирование представлений о воздухе.

Задачи

Для педагога Совершенствовать педагогическую деятельность в образовательной области «Познавательное развитие»; включать детей в совместные со взрослым практические познавательные действия.

Для воспитанников Знакомить со способами исследования физических явлений с помощью перцептивных действий; дать представление о некоторых свойствах воздуха; развивать интересы, любознательность и познавательную мотивацию; развивать дыхательную систему; воспитывать в духе взаимодействия.

Для родителей Информировать родителей о содержании детской деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»

Сроки реализации

1 неделя

Вид проекта

Исследовательско-творческий

Продукт проектной деятельности

1. Выставка детских работ продуктивной деятельности, осуществляемой в ходе проекта.

2. Новые игры на основе опыта познавательно-исследовательской деятельности.

Предполагаемые результаты

Сформированность знаний о некоторых свойствах воздуха; умение использовать эти свойства в практической продуктивной деятельности; сохранение интереса к дальнейшему экспериментированию.

План работы по реализации проекта

Подготовительный этап

1. Понедельник

1) Наблюдение за ветром на прогулке.

2) Чтение стихотворений: О. Дриз «Ветер-ветерок». Г. Лаздынь «Ветерок».

Довести до понимания детей в доступной форме, что ветер – это движение воздуха (слабое или сильное)

Основной этап

2. Вторник

ООД «Что умеет воздух делать?»,

Способствовать активизации познавательной и речевой активности, общему укреплению организма; развивать творческое мышление, мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность.

Знакомить с физическими явлениями, дать представление о движении воздуха; познакомить с новой техникой нетрадиционной изобразительной деятельности – кляксографией.

Воспитывать дружелюбные отношения в ходе совместной деятельности, в процессе выполнения игровых заданий.

3. Среда

ООД «Рисование мыльными пузырями»

Показать, из чего готовиться смесь для мыльных пузырей. Знакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Развивать дыхательную систему.

4. Четверг

1) ООД: аппликация «Воздушные шары»

Отображать опыт познавательно-исследовательской деятельности в продуктивной творческой деятельности.

2) Консультация для родителей: «Экспериментирова-ние в играх с малышами»

Способствовать включению родителей в образовательный процесс в образовательной области «Познавательное развитие».

Заключительный этап

5. Пятница

1)Оформление выставки с результатами детской продуктивной деятельности в ходе проекта.

Обобщение результатов проектной деятельности

2) Развлечение «Воздушные игры»

Имплементация детского опыта познавательно-исследовательской деятельности в игровой форме.

[Приложение 1

О. Дриз Ветер-ветерок

Есть на свете взрослый Ветер.

Есть и Ветер-Ветерок.

Он резвее, чем котёнок,

Веселее, чем щенок.

И любимые игрушки

Есть у Ветра-Ветерка:

У мальчишки на макушке

Три упрямых волоска,

Скрип разбуженной калитки,

Шелест листьев поутру.

Схватит он листок бумаги —

И гоняет по двору.

Или ласточку поймает

И подбросит в облака.

Вот любимые игрушки

Озорного Ветерка.

Г. Лагздынь Ветерок

Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.

Спал он тихо,

Спал спокойно,

Не вертелся, не мешал,

Сел потом на подоконник,

Чуть бумагой пошуршал,

Покрутил в углу вертушкой

И улегся за подушкой.

Всё я видел. Только ветер

Меня, видно, не приметил.

Приложение 2

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Что умеет воздух делать?"

Образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель ООД: Формировать представление о воздухе.

Задачи

Развивающие: способствовать активизации познавательной и речевой активности, общему укреплению организма; развивать творческое мышление, мелкую моторику рук, внимание, наблюдательность.

Обучающие: знакомить с физическими явлениями, дать представление о движении воздуха; познакомить с новой техникой нетрадиционной изобразительной деятельности – кляксографией.

Воспитывающие: воспитывать дружелюбные отношения в ходе совместной деятельности, в процессе выполнения игровых заданий.

Предшествующая работа: наблюдения на прогулках за ветром (определение силы ветра по визуальным признакам, с использованием ленточек, вертушек).

Форма организации: фронтальная.

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.

Методы и приемы: экспериментирование, игровой, наглядный.

Материалы и оборудование:

сундучок, 2 воздушных шарика (один из них надутый, другой – нет, гуашь любого яркого цвета, разведенная водой, маленькая ложка;

султанчики, трубочки для коктейля, прозрачные стаканчики с водой, половина альбомного листа на каждого ребенка.

Структура деятельности

1. Организационная часть – 2 минуты

2. Основная часть с двумя динамическими паузами – 12 минут:

а) 1 эксперимент – 3 минуты; б) 2 эксперимент – 4 минуты; в) 3 эксперимент – 2 минуты; г) 4 эксперимент – 3минуты.

3. Рефлексивный этап – 1 минута

Всего: 15 минут.

Ход деятельности

Организационная часть

Воспитатель: - Когда я шла сегодня по улице, на меня дул сильный ветер. Я посмотрела на деревья и увидела, как качаются ветки. А вы видели, как качаются ветки, когда дует ветер?

Пальчиковая игра: «Веточки качаются». Опускать и поднимать ладошки, шевелить пальчиками (повторить 3 раза).

Основная часть

1 Эксперимент «Воздух внутри нас»

Воспитатель привлекает внимание детей к зоне экспериментирования, где находится «чудесный» сундучок. Достает из сундучка султанчик, произносит текст:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей.

Вышли дети погулять,

С ветерком хотят играть!

Воспитатель: - А где же ветерок? Почему его здесь нет? Где нам его найти? (ответы детей). А вы знаете, как можно сделать ветер в комнате? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям подуть на ладошки.

Воспитатель: - Расскажите, что вы чувствуете? (ответы детей). Ветерок, который летит по нашим ладошкам – это воздух. Воздух находится внутри нас и мы его выдуваем.

Воспитатель дует на султанчик.

Воспитатель: - Смотрите, ленточки зашевелились. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель раздает султанчики детям, предлагает подуть на них. Дети делятся впечатлениями.

Динамическая пауза «Поиграем с султанчиком». Бег врассыпную с султанчиками.

2 Эксперимент «Воздух в шарике»

Воспитатель достает из сундучка сдутый воздушный шарик.

Воспитатель: - Вы любите играть с воздушным шариком? Но как же мы будем с ним играть? Конечно, его надо сначала надуть. Я сначала вдохну воздух, а потом воздухом наполню шарик (надувает небольшой шарик).

Примечание: шарик следует заранее надуть, потом сдуть, чтобы вовремя эксперимента шарик легко надувался.

- Почему шарик надулся? Что внутри шарика? (воздух).

Воспитатель «нечаянно» выпускает шарик из рук. Дети наблюдают, как из шарика выходит воздух.

- Почему шарик сдулся? (из него вышел воздух).

Пальчиковая игра «Надуем шарик»

В шарик воздух мы вдуваем, Пальчики в «Щепотке», соприкасаются кончиками

Надуваем, надуваем. Дуть на пальчики, они принимают форму шара

Только шарик убежал, Хлопнуть в ладоши

Воздух вышел, он упал. Опустить ладошки

Воспитатель достает из сундучка еще один шарик, только надутый, предлагает поиграть.

Динамическая пауза «Достань до шарика».

Воспитатель проносит шарик над стоящими детьми. Дети подпрыгивают, стараясь дотянуться до шарика.

3 Эксперимент «Воздух можно увидеть»

Воспитатель достает из сундучка трубочку для коктейля. Показывает, что в трубочку тоже можно дуть. Раздает трубочки детям, предлагает подуть на ладошку.

Воспитатель: -Чувствуете, как воздух опять бежит по ладошкам? Мы его чувствуем, но не видим. А я знаю, как воздух можно увидеть.

Воспитатель берет широкую емкость с водой, опускает туда трубочку, дует в нее.

- Что вы видите? (пузырьки). Пузырьки – это воздух, который я выдуваю.

Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где стоят стаканчики с водой и подуть через трубочку в воду, посмотреть, что получится.

4 Эксперимент «Воздухом можно рисовать»

Воспитатель: - Воздух умеет рисовать.

Воспитатель делает кляксу на бумаге из разведенной в воде гуаши, раздувает ее через трубочку.

- Что у меня получилось? На что это похоже? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям раздуть через трубочки кляксы, которые он делает на бумаге. Дети дуют на кляксы, затем рассказывают, что у кого получилось.

Рефлексивный этап

Воспитатель: - Расскажите, что мы узнали о воздухе? Что воздух умеет делать? (ответы детей).

Итог: Что умеет воздух делать?

Воздух может дуть, он – ветер!

А в воде, посмотри,

Он пускает пузыри!

Воздух может рисовать!

Может шарик надувать!

Приложение 3

Консультация для родителей

Экспериментирование в играх с малышами

Развитие воображения зависит от чувственной сферы ребенка, а этому способствует экспериментальная деятельность. Именно собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания. При этом интенсивно развиваются его внимание, память, мышление. Эксперимент помогает ребенку приобрести элементарные естественнонаучные представления об окружающем мире.

Вода

Вода – это, пожалуй, любимый природный материал для игр. Используя этот интерес, можно познакомить ребенка со многими физическими явлениями.

Плавает – тонет.

Налейте в таз воды и дайте малышу плавающие предметы, игрушки.

Переливание воды.

Воду можно переливать из емкости в емкость, из кружки в пластиковую бутылку, используя воронку.

Растворение сахара.

Можно показать, как растворяется сахар, попробовать сладкую водичку на вкус.

Окрашивание воды[/

Интересно вместе с детьми при помощи кисточки и гуаши делать разноцветную воду.

Воздушные пузыри. С помощью трубочки для коктейля можно сделать воздушные пузыри в стакане.

Мыльные пузыри.

Пускание мыльных пузырей и их ловля вызывает у ребенка радость, чувство восторга.

Капельки.

С помощью пипетки можно показать, как получаются капельки.

Впитывание воды.

Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку. Вода исчезнет – ее впитает губка.

Песок

О терапевтических свойствах песка давно известно.

Из сырого песка можно строить, делать куличики.

Сухой песок можно пересыпать, насыпать в узкую емкость с помощью воронки, красить его в разные цвета и рисовать им.

Раздувание песка.

При помощи спринцовки можно раздувать песок, имитируя ветер. Этот опыт можно делать и в пластиковой бутылке, если туда насыпать песок, а в крышку вставить спринцовку.

Камешки

Камешки бывают разного цвета, размера, фактуры, формы.

Камешки интересно собирать, потом рассматривать.

Камешки можно кидать в воду. Наблюдать, как в воде они меняют цвет.

Камешки можно собрать в емкость и погреметь ими.

Из камешков можно выкладывать фигурки. На крупных камешках можно рисовать.

Природный материал

Шумовые баночки (коробочки).

Если в разные баночки насыпать разный сыпучий материал, то можно получить предметы, издающие совершенно разный звук: косточки от фруктов, крупа, песок, мелкие камешки, палочки.

Поделки.

Из природных материалов можно создавать картины, если насыпать их на клей. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики.

Вертушки

Это игрушки, которые приходят в действие от движения воздуха, маленькую вертушку может закрутить и ребёнок, дуя на нее. Вертушку несложно сделать самим.

Приложение 4

Конспект развлечения

«Воздушные игры»

для детей младшего дошкольного возраста

Цель. Имплементация опыта познавательно-исследовательской деятельности в ходе исследовательско-творческого проекта «Что умеет воздух делать?»; повышение эмоционального и двигательного тонуса.

Задачи. Обобщать и закреплять знания о свойствах воздуха; развивать дыхательную систему, основные движения, крупную и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве; формировать способность согласовывать действия в процессе игры.

Место проведения. Физкультурный (музыкальный) зал.

Оснащение: большой воздушный шар с изображением улыбающегося личика, игрушка лисы, несколько флаконов для пускания мыльных пузырей, бумажные вертушки на каждого ребенка; воздушные шарики небольшого размера на каждого ребенка.

Ход развлечения

1

Детей встречает ведущий с воздушным шаром в руках (на шаре - изображение улыбающегося личика):

- Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Я – веселый шар воздушный,

Озорной и непослушный!

Меня воздухом надули,

А затем слегка толкнули,

Я летел, летел, летел,

И к вам в гости залетел!

Я ищу своих друзей –

Мыльных братцев – пузырей?

Их Лисичка унесла,

Вот такие вот дела!

Мне, ребятки, помогите

И Лисичку ту найдите!

Игра малой подвижности «Найдем Лисичку»

. Дети ходят по залу. Находят игрушку-лисичку.

2

Ведущий берет в руки лисичку, говорит от ее имени:

- Нету у меня друзей,

Мыльных братцев-пузырей.

Научу я вас играть,

Пузырь без мыла надувать.

Все скорее в круг вставайте

Пузырь вместе надувайте!

Подвижная игра «Раздувайся, пузырь»

3

Лисичка:

Хорошо вы поиграли.

И меня вы не прогнали.

И за это, раз-два-три,

Возвращаю пузыри!

Лисичка показывает место, где стоит коробочка с флаконами мыльного раствора.

Воздушный шар:

- Ой, спасибо, помогли,

И друзей моих нашли!

Пузыри вы надувайте,

С пузырями поиграйте!

Подвижная игра «Поймай пузырь»

Сначала воспитатель пускает пузыри, дети их ловят. Затем пузыри пускает одна половина группы, другая - их ловит. После чего дети меняются местами.

Ведущий сопровождает игру текстом стихотворения И. Сенчуковой

«Мы пускали пузыри»:

Мы пускали пузыри:

Раз, два, три и раз, два, три!

Восемь, девять, десять, стоп!

Мы ладошкой хлоп да хлоп!

Нету больше пузырей.

Надуваем побыстрей.

Дуем, дуем, посмотри,

Вон их сколько: раз,два, три.

Раз, два, три, четыре, пять,

Невозможно сосчитать!

4

Воздушный шар:

Есть у меня еще подружки –

Разноцветные вертушки!

Умеют веселиться,

Вертеться и крутиться.

Только нужен ветер им,

Не раскрутиться им самим.

Подуйте на них, дети,

Сделайте им ветер!

Детям раздаются бумажные вертушки.

Игры с вертушками:

«Подуй на вертушку».

«Вертушка летает». Отвести руку с вертушкой назад, затем завести вперед. Сопротивление воздуха приведет вертушку в движение.

«Пройди с вертушкой». Ходьба с вертушкой над головой (вертушка в поднятой руке).

5

Воздушный шар:

Устали подружки,

Устали вертушки.

Надо их быстрей собрать,

Буду с вами я играть!

Дети отдают вертушки воспитателю.

Воздушный шар:

Один играть я не готов.

Надо много нам шаров.

Воздух в шарик задувайте,

А потом уже играйте.

Пальчиковая игра «Шарик»

В шарик воздух мы вдуваем, Пальчики в «Щепотке», соприкасаются кончиками

Надуваем, надуваем. Дуть на пальчики, они принимают форму шара

Шарик стал большой, Сохранять положение пальцев.

Круглый и тугой.

Детям раздаются воздушные шарики.

Подвижная игра «Подкинь и поймай шарик»

6

Воздушный шар:

Улетаю, мне пора.

До свиданья, детвора.

За веселье, за игру

Вам «спасибо» говорю.

Ну а шарики – дарю!

Публикации по теме:

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы»Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста «Огород бабушки Клавы» У детей среднего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит, они в недостаточной степени.

Исследовательско-творческий проект «Осенний листопад» Вид проекта: групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий. Сроки реализации проекта: июнь-сентябрь. Возраст: дети старшей группы.

Исследовательско-творческий проект по ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля»Исследовательско-творческий проект по ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля» Название проекта: Исследовательско — творческий проект ПДД в подготовительной группе «Берегись автомобиля» Продолжительность проекта:.

Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух»Конспект исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Ткань, бумага, вода и воздух» Цель занятия: Способствовать формированию у детей познавательного интереса к предметам окружающего мира через исследовательскую деятельность.

Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква»Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные — звук и буква» Краткосрочный исследовательско-творческий проект «Согласные – звук и буква» Подготовила: учитель – логопед Хворова Е. В. Сроки проведения:.

Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий! Проведенный.

Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас»Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас» Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю.

Исследовательско-творческий проект «Едим лук и чеснок — не болеем, а растем»Исследовательско-творческий проект «Едим лук и чеснок — не болеем, а растем» Автор: Алексеева Валентина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории Тема проекта: «Едим лук и чеснок – не болеем и растем».

Проект «Моя малая Родина» для детей младшего дошкольного возраста Любовь к родному краю не возникает у ребёнка само собой, а с самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважения к тому.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательско-творческий проект «Что умеет воздух делать?» для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 января 2020 в 13:25
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательско-творческий проект «Что умеет воздух делать?» для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Брицына Софья Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД