Папки-передвижки

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста)

Надя Мешкова
Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста)

Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому главной задачей педагогов дошкольных образовательных организаций является – создание условий для сопровождения развития каждого ребенка, организация интересной, содержательной, развивающей, познавательной деятельности. Решению этой задачи способствует построение соответствующим образом воспитательно–образовательного процесса. А в связи с переходом на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, где одним из требований является, создание условий для развития ребенка, его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Публикация «Умеющий говорить, умеет мыслить, (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста)» размещена в разделах

Основными достижениями младшего дошкольного возраста, которые определяют развитие психики ребенка являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи (Р. Заззо) считают серединой психического развития человека возраст трех лет. Познание окружающего мира детей происходит посредством движений, которые способствуют полноценному развитию ребенка и определяют его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется мотивация учебной деятельности.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.

Поэтому в работе с детьми по познавательно-речевому развитию необходимо использовать следующие формы совместной деятельности: сопровождение действий словами и побуждение к проговариванию, искусственное непонимание ребенка, активизирующее общение, наблюдение реальных событий, объектов, слушание художественной литературы с рассматриванием книг и иллюстраций, инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений при помощи игрушек, разговор с персонажем, игры-забавы и игры-хороводы, игры на развитие моторики рук, дидактические игры и упражнения, бытовые и игровые ситуации, элементарное экспериментирование, наблюдение в природе.

По ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целевые ориентиры ФГОС ДО в младшем возрасте : ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения.

Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми.

Проблемами развития речи занимались в разное время такие авторы, как Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и многие другие. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие речевое развитие, причины речевых нарушений. Анализ последних публикаций и результаты исследований показывают, что число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Довольно часто речевой дефект взаимосвязан сразу с несколькими нарушениями соматического и нервно-психического здоровья. Иными словами, нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребенка. Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших.

Речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь не прямая линия, он индивидуален и равномерен. В какой –то момент начинается бурное развитие определенного речевого фактора : фонематических процессов, фонетики, лексики, грамматики, связной речи. При этом другие факторы могут находиться в состоянии относительной стабильности. В определенный период все эти процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности. Способный адекватно реагировать на те требования, которые предъявляет ребенку социальное учреждение.

В последние годы, одним из приоритетных направлений логопедической работы в дошкольной образовательной организации стала коррекция речевых недостатков детей младшего возраста, так как число детей с проблемами речевого развития с каждым годом увеличивается.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребенка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным фактором для коры больших полушарий. У детей же при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Начиная работать с детьми младшей группы, необходимо решать следующие задачи:

1. Привлекать внимание детей к окружающим предметам и способам действия с ними;

2. Нормализовать тонус не только мелкой, но и крупной моторики;

3. Учить правильному захвату предметов, выделять форму, цвет, величину предметов;

4. Развивать разнообразные движения тела, рук, ног;

5. Развивать координированные движения обеих рук и тонкие движения пальчиков;

6. Совершенствовать действия рук в соответствии со стихотворным текстом.

Формирование речевых умений детей 2 – 3 летнего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным.

Очень важно:

- чтобы родители знали нормы развития ребенка, отслеживали этапы становления речевых навыков и своевременно обращались к специалистам за помощью, если обнаружили отклонения;

- организовывать сотрудничество с ребенком по типу «давай вместе»;

- как можно больше говорить с ним, читать книжки. Вместе слушать пластинки;

- полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутствии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим настроением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в которые нельзя играть одному, например, катать мячик;

- обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.

Публикации по теме:

Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами «Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами». Береза Т. И Рылова В. П. Детский.

Особенности взаимосвязи речевого развития и личности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Трунилина Елена Николаевна Учитель - логопед ГБДОУ детский сад № 19 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга ДОКЛАД Тема: «Особенности.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Дидактическое пособие для развития речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста «Бабочки летают»Дидактическое пособие для развития речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста «Бабочки летают» " Бабочки летают" Цель :Развивать правильное речевое дыхание, умение поддерживать нормальную громкую речь, чётко соблюдать паузы, сохранять.

Дыхательная гимнастика для речевого развития детей раннего дошкольного возраста. Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют.

Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста» МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО».

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Семинар-практикум для воспитателей «Основополагающие аспекты речевого развития на этапе реализации ФГОС» Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах выбора эффективных форм и методов, а так же способов передачи содержания.

Семинар-практикум «Использование технологий речевого развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» Целью семинара-практикума является формирование педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять комплексный подход.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития у детей дошкольного возраста С первых дней обучения в школе дети сталкиваются с серьёзными трудностями в составлении сложных предложений или рассказа, в выразительном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста)
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 22:43
+181Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 112.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД