Светлана Зайцева
Исследовательско-опытническая деятельность в старшей группе «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность для детей старшей группы по теме «Воздух» разработано и представлено в соответствии с ФГОС воспитателем МБДОУ №10 «Звездочка» Зайцевой С. А.
В образовательной области «Познавательное развитие» разделе «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».
Публикация «Исследовательско-опытническая деятельность в старшей группе „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Организация непосредственно образовательной деятельности проводится в соответствии с СанПином и здоровьесберегающими технологиями. Проектировочный компонент представлен в полном объёме для детей группы данного возраста.
Цель:
Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «воздух», его свойствами.
2. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
4. Способствовать развитию органа зрения, слуха, обоняния.
5. Способствовать развитию сообразительности, внимания, любознательности.
6. Активизировать речь и обогатить словарь детей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие; Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие. Безопасность.
Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка).Безопасность.
Оборудование:
Воздушный шарик, халаты на каждого ребёнка; полиэтиленовые пакеты для каждого ребёнка, миски с водой на каждого ребёнка и одноразовые стаканчики, стаканчики с водой по 1 на каждого, трубочки для коктейля для каждого ребёнка; по 1карточке 2 цветов-зелёная и красная.
Организационный компонент
(Дети заходят в зал, здороваются с гостями, на экране появляется мультяшный «Ветер», в записи звучит звук ветра, ветер и приносит нам воз душный шарик).
Голос шарика: Ой-ой-ой куда это меня ветром занесло?
Воспитатель: Ребята куда попал шарик?
Дети: В детский с ад.
Голос шарика: А что такое детский сад?
Воспитатель: Детский сад, шарик, это место, куда дети приходят играть, веселиться и узнавать много нового. Вот сегодня мы хотим узнать, что нас окружает и также что находится у тебя внутри шарик.
Голос шарика: А что находится у меня внутри?
Воспитатель: А если хочешь узнать, то оставайся с нами, мы тебе расскажем!
Голос шарика: С удовольствием!
Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы узнать о том, что находится внутри шарика, нам нужно стать исследователями и попасть в лабораторию. Станем исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда переодеваемся в халаты. (Дети одевают халаты)
И давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. На экране появляются картинки «Поведения в лаборатории».
(На экране появляются схематические рисунки-подсказки).
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
,
2. Не толкай соседа во время работы.
3. Сначала подумай, потом сделай.
4. Убери за собой рабочее место.
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдёмте в нашу лабораторию, наденьте халаты и подходите к столам.
ЗАЛ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
Опыт №1.
Воспитатель кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка падает со стола.
- Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ее сдул ветерок). Правильно, ветерок-это воздух, который движется.
-Хотите почувствовать, как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера, давайте ими помашем. Что вы, почувствовали? (наблюдают движение воздуха).
Делаем вывод: Ветер-это движение воздуха. А где можно наблюдать движение воздуха «качаются деревья, вентилятор, плывут облака, шторм на море»
Опыт №2.
-Дети, что в стакане? (ничего). Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой. Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан? (воздух). Опыт предлагается повторить детям.
-А теперь, наклоните стакан. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха).
- Откуда они взялись? Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода. Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.
Делаем вывод: Воздух легче воды
Опыт №3
А чтобы увидеть воздух его надо поймать, возьмите пакетик. Что в нём?
Дети: Ничего
А теперь набираем воздух и скручиваем пакетик. Давайте посмотрим, кто больше всех поймал воздух? На что стал похож пакет? Теперь выпустим воздух, каким стал пакет? Почему? Чтобы увидеть воздух, что надо сделать?
Дети: Его надо поместить в «оболочку»
Делаем вывод: Чтобы обнаружить воздух, нужно поймать его в оболочку, т. е воздух может принимать различные формы, а где можно использовать это свойство воздуха «мыльные пузыри, камера велосипеда, воздушные шары»
Опыт№4
А теперь еще один опыт (детям предлагается стакан воды и соломинка.)
-Подуйте в соломинку. Что появляется на поверхности воды? Почему появляются пузыри? (воздух выходит из воды). А откуда берётся воздух? Из нас.
Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.
Ребята мы поработали, и все устали. Давайте отдохнём, выходите на ковёр, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Опыт №5
Ребята, а если мы с вами, закроем рот и нос, и не будем дышать, как вы думаете, мы выживем?
Дети: нет
Делаем вывод: Человек не может без воздуха
Опыт №6
Ребята, посмотрите вокруг, вы видите воздух, какого он цвета? (бесцветный)
-Вдохните ртом воздух и попробуйте, какого он вкуса? (безвкусный).
-Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (без запаха).
Вывод: Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
А сейчас ребята, я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.
Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.
Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, лимон, ветки ели и т. п.).
Дети отгадывают запахи.
Воспитатель: А теперь давайте сделаем вывод, мы сказали прежде, что чистый воздух не имеет запаха, а когда воздух будет иметь запах ( Итак делаем вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.
Рефлексия
Воспитатель: Давайте ещё раз закрепим, что мы знаем о воздухе. Я предлагаю взять 2 карточки- одна красная, другая зелёная. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Если вы со мной согласны, поднимите карточку зелёного цвета, если не согласны, то красного цвета, но будьте внимательны!
-Воздух окружает нас со всех сторон.
-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-Воздух тяжелее воды.
-Человек не может жить без воздуха.
-Ветер- это движение воздуха
.-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.
-Чистый воздух имеет запах.
-Молодцы, хорошо поработали (при неправильном ответе, дети исправляют)
Голос шарика: Ребята вы так много знаете о воздухе, мне было очень интересно с вами!
Воспитатель: А что это ты нам принес?
Шарик: Ой, это девочка Алиса прислала вам письмо.
(Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алиса. Я путешествию по разным планетам. И сейчас, я нахожусь на планете Роботов. Называется она так, потому что на ней живут лишь одни роботы. А все потому, что на этой планете пропал чистый воздух. Помогите мне разобраться, почему это произошло и что же можно сделать, чтобы воздух снова стал чистым. Жду ответа)
— От кого пришло сообщение? (От девочки Алисы). Что девочка Алиса нам рассказала? (На планете Роботов пропал чистый воздух)
— Ребята, а для чего нам нужен воздух? (Чтобы им дышать). А скажите, грязный воздух он какой? (В нем много пыли, грязи). А как вы думаете, хорошо ли дышать грязным воздухом? (Нет)
— Давайте подумаем, почему чистый воздух мог исчезнуть с этой планеты? Что загрязняет воздух? (Машины, заводы самолет (На магнитной доске при каждом правильном ответе ребенка выставляется подходящая картинка соответствующая его ответу)
— Конечно, и автомобили и заводы очень облегчают жизнь человека. Но они наносят большой вред природе и воздуху, которым все мы дышим. Автомобили выделяют выхлопные газы, заводы из своих больших труб выпускают очень грязный и вредный дым, в котором много пыли и сажи. Самолеты из своих турбин выбрасывают много сажи и углекислого газа,
которым человек дышать не может. Все это очень загрязняет воздух, в нем появляются различные вредные газы.
— Ребята, какие вы молодцы, вы разобрались в том, почему воздух на другой планете стал грязным. А может ли в нашем городе случиться такое? (Да). Конечно, ведь у нас тоже имеются заводы, котельные, большое количество машин. И у нас воздух может стать грязным. Помните, на прогулке мы смотрели на снег, лежащий возле дороги? Какой он? (грязный, черный). Конечно, потому что на наш белый снег осядает сажа и выхлопные газы машин, которые витают в нашем воздухе. И мы вот этим дышим.
— Ребята, а теперь давайте подумаем, что же необходимо сделать, чтобы воздух оставался чистым? (Сажать цветы, деревья, не вырубать леса, ставить на трубы заводов и котельных специальные очистные устройства) (На каждый правильный ответ ребенка на магнитной доске выставляется соответствующая картинка). Цветы поглощают вредные газы и выделяют тот газ, которым мы с вами дышим. Как он называется? (кислород). Деревья – это хранилище вредных газов. Они накапливают их и хранят в себе сотни лет. Поэтому нужно сохранять и увеличивать количество лесов. Очистные устройства, которые ставят на трубы заводов, помогают не попасть в воздух пыли и саже.
— Ребята, но ведь Алиса попросила нас отправить ей ответ, почему пропал чистый воздух и как сделать так, чтобы воздух снова стал чистым. Как же нам ответить Алисе? (Позвонить, нарисовать)
— Позвонить Алисе мы не сможем, потому что она передала сообщение с неопределенного номера, а вот нарисовать ответ мы сможем и отправить по почте в космос Алисе. Что мы можем нарисовать на рисунке, где будем изображать, почему пропал чистый воздух? (Заводы, машины, вырубку лесов).
— А что мы можем нарисовать на рисунке, на котором будем изображать, как сделать так, чтобы воздух снова стал чистым? (Цветы, леса)
— Сколько мы должны нарисовать рисунков? (Два). Значит нам нужно разделиться на две группы. Как мы можем это сделать? (Посчитаться, разделиться кто с кем хочет) А я хочу предложить вам попробовать разделиться с помощью картинок. Каждый подходите ко мне и возьмите одну картинку. (Дети берут картинки). А сейчас, попробуйте найти свою группу. (Разделяются на группы). Почему вы объединились в группу? (Потому что на всех картинках изображена техника). А почему вы объединились в группу? (Потому что на картинках изображены цветы)
— А теперь проходите за столы так, как вы объединились, давайте рисовать наши ответы. Группа «Техника» рисует ответ, почему воздух стал грязным, а группа «Цветы» рисует ответ, что можно сделать, чтобы воздух стал чистым (Дети проходят за столы, рисуют ответы)
Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось! Я обязательно отправлю наши рисунки Алисе, но вначале пусть они повисят немного в нашей группе. Расскажем папам и мамам, как нужно сохранять воздух чистым. А теперь давайте приберемся на столах, чтобы и наша группа тоже оставалась чистой.
Рефлексия.
Воспитатель: ребята, возьмите смайлики и поставьте:
На красный цвет, если вам все понравилось
На желтый, если что-то особенно понравилось
На синий, если у вас есть вопросы и
На белый, вы хотите еще что-то узнать.