Ольга Тиньгаева
Исследовательский проект «Звук живет в каждом предмете»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «ВИНОГРАДИНКА»
«ЗВУК ЖИВЕТ В КАЖДОМ ПРЕДМЕТЕ»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА :
ТИНЬГАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
ОКТЯБРЬ
2018
Вид проекта : тематический, групповой, комплексный.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели.
Публикация «Исследовательский проект „Звук живет в каждом предмете“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Тип проекта : исследовательский.
Участники: дети смешанной группы 3-4 года,4-5 лет, воспитатель, родители.
Руководитель: Тиньгаева О. В.
План работы над проектом :
I этап:
Определение проблемы
Выбор темы проекта
Определение цели проекта
Определение задач проекта
II этап:
Сбор, систематизация, хранение информации по теме проекта
III этап
Выполнение проекта
Проблемные вопросы:
«Что такое звуки?»
«Как они получились?»
«Почему их так много?»
Гипотеза: «дрожит, значит звучит ….
Цель. Формирование музыкальных представлений на основе собственного опыта музыкально-исследовательской деятельности и развитие творческих способностей в музицировании.
Задачи: 1. Развивать поисковую деятельность детей; музыкально-сенсорные способности, ритмическое восприятие.
2. Учить разделять группы звуков (музыкальные и шумовые, определять их качества и свойства; обучать игре в оркестре.
3. Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности, умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
Мероприятия:
- исследовательская деятельность детей по решению задач:
«звуки вокруг нас» (шумы, звуки шуршащие, стеклянные, пластмассовые, деревянные)
Дидактически игры «Что звучит?», «Музыка или шум?»
Презентация проекта : РМО музыкальных руководителей Константиновского района.
Пояснительная записка.
Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.
Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.
Подготовительный этап.
Беседа о звуках, окружающих нашу жизнь:
- можем ли мы сами воспроизводить звуки и как?
- можем ли мы использовать полученные путем собственного опыта навыки в музыкальной деятельности и как?
Изображение звуков, окружающих нас, в рисунках.
Консультация - практикум для родителей по изготовлению шумовых инструментов.
Проектирование занятий, раскрывающих свойства звуков.
Реализация проекта.
Изготовление шумовых инструментов совместно с родителями.
Проектные занятия.
Интегрированное занятие.
Оформление музыкальных уголков в группе.
Индивидуальная работа с детьми по исследованию свойств звуков, способов их извлечения и применения в музицировании.
Музыкально-дидактические игры, музыкально -двигательные упражнения.
Работа с подгруппами детей в шумовом оркестре и игре на детских музыкальных инструментах.
Итог.
Организация выставки шумовых инструментов.
Развлечение «Путешествие в страну звуков».
Занятие 1.
Тема: «Звуки музыкальные и шумовые».
Цель: Определить группы звуков (музыкальные и немузыкальные).
Задачи: 1. Вспомнить звуки окружающего мира, их многообразие и значимость в нашей жизни.
2. Учить различать звуки музыкальные и немузыкальные.
3. Развивать тембровый звук, ассоциативно-образное мышление при восприятии тембра.
4. Воспитывать познавательный интерес.
Материалы: Картотека звуков, аудиозапись звуков (шум дождя, шум моря, голоса птиц и животных шум транспорта).
Ход занятия.
Муз. рук. Ребята, сегодня у нас в гостях Хрюша, он хочет узнать, какие бывают звуки, давайте ему поможем? А вы знаете, что такое звук?
Ответы детей. Это то, что звучит.
Муз. рук. Конечно, это то, что мы слышим.
Давайте подумаем, какие звуки нас окружают?
Муз. рук. Сейчас мы послушаем звуки и попробуем понять, что это звучит.
Звучит аудиозапись. Дети отвечают.
Муз. рук. Теперь, рассмотрим картинки и попробуем изобразить голосом то, что видим.
Дети озвучивают голосом картинки из альбома «Картотека звуков».
Муз рук. А какие из этих предметов издают музыкальные звуки? Почему?
У Хрюши в мешочке много предметов, давайте поможем ему разобраться, какие предметы музыкальные, а какие шумовые.
Муз. рук. Теперь ты, Хрюша, всё понял?
Он предлагает поиграть нам в игру «Оркестр».
Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
Муз. рук. Что мы узнали на занятии? Какие звуки бывают?
Мы узнали, что звуки бывают музыкальные и шумовые.
На следующем занятии мы поможем Хрюше узнать, какие ещё бывают звуки.
Занятие 2.
Тема: «Звуки музыкальные и шумовые»
Цель: Закрепить умение определять звуки, учить звукоизвлечению.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с музыкальными и шумовыми звуками
2. Развивать тембровый слух, ассоциативное мышление, музыкальное представление, творческое воображение
3. Воспитывать интерес к музыкальной деятельности
Материалы: Музыкальные и шумовые инструменты, бумага, связка ключей, банка с водой и трубочка.
Ход занятия.
Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! Хрюша так спешил к нам в гости, что споткнулся и упал, да забыл все, что мы на прошлом занятии узнали. Давайте напомним ему, с какими звуками мы познакомились.
Ответы детей
Хрюша предлагает вам поиграть и угадать, что он делает за ширмой. (звенит колокольчиком, брякает ключами, шуршит бумагой, булькает водой)
Если дети угадывают, показать что это.
Муз. руководитель: А голосом можно издавать звуки?
Давайте поиграем в игру «Что как звучит?» Мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос.
Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, кукушке, собаке, кошке, звонку, скрипу дверей.
Муз. руководитель: А как мы еще можем воспроизводить звуки?
Ответы детей:
Можно топать;
Хлопать в ладоши;
Шлепать по коленкам
Щелкать пальцами
Муз. - двигательная игра «Хлоп-шлеп»
Задача: под музыку ритмично хлопать, щелкать пальцами, топать ногами.
Муз. руководитель: Ребята, Хрюша хочет поиграть с вами в игру «На что похож звук?»
Задача: Знакомство с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.
Дети знакомятся с музыкальным инструментом, играют на нем, показывают, как можно извлечь звук и пытаются представить, на что похож звук.
«Утята»
Задача: Освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне, выполнять двумя группами детей
Вышли с мамой на легке (хлопать)
Малые ребята
И поплыли по реке (металлофон)
Желтые утята
Дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением
Музыкальный руководитель: Почтальон принес Хрюше посылку, а что в ней мы узнаем на следующем занятии.
Занятие 3.
Тема: «Шумовой оркестр»
Цель: подбор шумовых инструментов для аккомпанемента к стихам и песенкам.
Задачи:
1. Учить детей подбирать шумовые инструменты, подходящие к тексту стихов и песенок.
2. Развивать творческое воображение, тембровый и ритмический слух.
3. Воспитывать творческую самостоятельность.
Материал: Хрюша, шумовые инструменты, стихи, рассказ про медведя,
песня «Про дождик» (За окошком снова непогодица).
Ход занятия.
Муз. руководитель: Ребята, хотите узнать, что в посылке, которую принес Хрюше почтальон? (потрясти «посылку»). Конечно, это шумовые инструменты, они нам сегодня пригодятся. Хрюша сочинил для вас стишок про себя. Давайте мы развеселим его, и подберем для стишка инструменты, которые подходят к словам.
1. Читаем стихотворение, дети выбирают инструменты для аккомпанемента.
2. Совместный шумовой оркестр.
Муз. руководитель: Послушайте стихотворение:
Все послушайте, прошу.
Шу-шу-шу
Я шуршунчиком шуршу
Шу-шу-шу
Я с собой его ношу
Шу-шу-шу
И шуршу, шуршу, шуршу
Шу-шу-шу.
Дети выбирают шумовые инструменты.
Муз. руководитель: А, какую историю рассказал мне Хрюша! Хотите я вам тоже расскажу?
«Шел однажды медведь по лесу (барабан). Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат (расческа). Знал медведь, что связываться с пчелами опасно. Но уж больно ему медку хотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и залез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали жалить (расческа). Завыл медведь, застонал.
(голос). Еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан). – Вот уж я вас!
Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!
Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка) и начал его пилить.
Летела мимо птичка-синичка (дудочка).
- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.
- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).
Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).
- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!
- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).
Пробегал мимо олень: (трещётки).
- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!
Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).
Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.
Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).
- Ой, упал медведь!
Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.
(барабан). Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал (голос).
- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали :
- Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
Дети выбирают наиболее подходящие шумовые инструменты для озвучивания рассказа. Выбирают исполнителей ролей и инсценируют рассказ.
Муз. рук. Молодцы, ребята! Вот какой замечательный рассказ у нас получился. А сейчас, послушайте песенку об осени. А называется она
«Осень в золотой косынке».
Развлечение «Путешествие в страну звуков».
Дети входят под музыку в зал.
Слышен стук в дверь. Входит Гном.
Гном Доброе утро, друзья!
Муз. рук: Здравствуй, Гном, с чем пожаловал?
Гном. Я пришел к вам из страны гномиков. Мой учитель музыки задал мне трудное задание. Без вашей помощи мне не справиться.
Муз. рук. Какое задание?
Гном: «Отправляйся в волшебную страну Звуколяндию и познакомься с разными звуками. Научись определять их на слух! Прилагаю карту путешествия».
Муз. рук. Ну что же, мне все понятно!
Гном: А мне ничего не понятно! (плачет).
Муз. рук. Не плачь. Поможем, ребята, гному узнать какие бывают звуки? Тогда надо отправляться в страну Звуколяндию. На чем мы поедем?
Муз-двиг. Упражнение «Автобус» Е. Железновой.
Первая остановка «У Зайчика».
Задание: прочитать стихотворение о звуках – «Звуки» Е. Королевой.
Муз. рук. Запомни. Гном, звуки бывают музыкальные и шумовые.
Зайка хочет с нами поиграть. Посмотрите на картинки и определите : где музыкальные звуки, а где – шумовые.
Дети рассматривают картинки и поправляют неправильные ответы Гнома.
Муз. рук. Давайте, мы для зайки покажем наш веселый танец.
Танец «Веселые пары». (Коммуникативный танец А. Бурениной).
Муз. рук. Посмотрите, какие волшебные облака нам дарит Зайка, дальше мы полетим на них. Устраивайтесь поудобнее.
Муз. двигат. композиция «Белые кораблики» А. Бурениной.
Остановка «У медвежонка».
Медвежонок нам тоже приготовил задания. Послушайте звуки и определите их.
Звучит аудиозапись, дети угадывают что звучит.
Давайте споем песенку о звуках.
Песня «Звуки музыки» З. Роот.
Муз. рук. Медвежонок нам дает ковер- самолет, на нем мы полетим дальше.
Дети садятся на ковер и под музыку летят.
1-я Остановка «У Лисички».
Муз. рук. Лисичка нам приготовила разные инструменты, мы должны угадать, какие из них музыкальные, а какие шумовые.
Муз-дид. игра «Угадай, на чем играю».
Игра «Оркестр».
Муз. рук. А наши ребята умеют играть на инструментах, давайте сыграем.
Оркестр шумовых инструментов.
Гном. Ну, теперь я никогда не перепутаю музыкальные звуки и шумовые. Мой учитель будет очень рад. Спасибо вам ребята!
Муз. рук. А теперь пора возвращаться Гному в свою страну, а нам в группу.
Гном прощается и уходит.
Муз. рук. Ребята, где мы с вами побывали? А что мы делали?
Муз. -танцев. композиция «Две капельки» Е. Зарицкой.
Муз. рук. Нам Лисичка дала волшебный платок, все поближе подходите и смелее говорите: «1,2,3 – платочек нас назад верни».
Дети возвращаются в группу.
Анализ работы над проектом.
В процессе работы над проектом дети с моей помощью, с помощью родителей и собственного исследовательского опыта получили новые знания о звуках.
Они сами искали ответы на вопросы, делали выводы.
Узнали, что звуки окружают нас везде : на улице, дома, в детском саду. Звучать может всё : предметы, животные, деревья, вода, птицы, голос, музыкальные инструменты, ветер и тд. Звуки можно услышать, а можно извлекать самостоятельно: голосом, хлопками, притопами, щелчками, ударяя одним предметом о другой.
Научились разделять группы музыкальных и шумовых звуков.
Дети поняли, что мелодия состоит из музыкальных звуков. Музыкальные звуки научились разделять на высокие и низкие. Поняли, что высокими звуками можно изобразить зайку, низкими – мишку. У детей развивалось ассоциативное мышление, умение импровизировать на музыкальных и шумовых инструментах, воспитывалось умение взаимодействовать в коллективном музицировании.
Дети научились слушать друг друга, играть в ансамбле (одновременно).
У детей развивалось ритмическое восприятие в играх с короткими и длинными звуками.
Можно с уверенностью сказать, что благодаря этому проекту, на основе собственной исследовательской деятельности у детей сформировались музыкальные представления, повысился интерес к музыкально-творческой деятельности, дети стали более раскрепощенными в проявлении импровизационных способностей.