Татьяна Ташаева
Краткосрочный проект «Кто на севере живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект : «Кто на севере живет?».
Актуальность: Любой проект – это продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Чтобы детям было интересно, идеи, темы проектов должны исходить именно от них.
Как-то дети на прогулке поспорили между собой, из чего сделан чум и кто в нем живет, и для решения этой проблемы мы решили создать этот проект.
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера, дать знания о своеобразии жизни коренного народа.
Задачи:
Публикация «Краткосрочный проект „Кто на севере живет?“» размещена в разделах
1) Создать условия для расширения знаний о народах Севера;
2) Формировать словарь и связную речь, учить соотносить словесный образ с конкретными характерными особенностями предмета, ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.
3) Воспитывать уважительное отношение к народам, бережное отношение к природе.
Продолжительность проекта : 5 недель.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, специалисты ДОУ.
Мы живём в одном из крупнейших административных районов страны – в Красноярском крае. Многовековая история, огромная территория, природные богатства, знаменитые земляки – много интересного могут узнать наши дети. Отбор познавательного материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен северный край.
Весь материал раздели на блоки:
Описание проекта :
Этапы проекта Деятельность педагога
Подготовительный Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме.
Составление плана работ над проектом.
Подбор наглядного и дидактического материала.
Технологический Разработка конспектов с использованием методов развивающего обучения: «Северный край», «Путешествие на крайний север», «Любознательные пингвины», «Дети Севера».
Создание предметно-развивающей среды: оформлен уголок «Северный край», подобраны буклеты «Животные Севера», «Жизнь на Севере», изготовлено пособие «Чум», коллекция украшений народов Севера, создана картотека подвижных игр коренных народов, собраны загадки, пословицы и поговорки, сказки народов Севера.
Основной Развитие речи:
беседы: «Край, в котором мы живём», «О чём расскажет нам олень», «Коренные жители Севера», «Почему на Севере чумы, а не дома?», «Орнамент народов Севера».
Ознакомление с художественной литературой:
чтение сказок, легенд коренных народов Севера.
Познавательная деятельность:
занятия «Легенда о Севере»;
«Природа нашего края»;
фото-экскурсия по Северу;
знакомство с декоративно-прикладным искусством народов Севера;
рассматривание карты, глобуса, фотографий, иллюстраций, книг о крае, национальных костюмов народов Севера;
Игровая деятельность:
сюжетно-ролевая игра «На нартах по снегу», «Путешествие на север»;
дидактические игры «Путешествие по России», «Угадай-ка» по схемам, «Узнай по описанию», «Дары природы», «Бинокль», «Угадай орнамент», «Рыба, птица, зверь»;
разучивание игр коренных народов Севера : «Оленята», «Оленьи упряжки», «Чум», «Белый шаман», «Каюр и собаки».
Конструирование:
«Чум» - макет, «В упряжке» - конструирование из природного материала + пластилин;
Продуктивная деятельность:
рисование: «Мой любимый край»;
аппликация: «Пингвины в Антарктиде»;
фотовыставка «Обереги из кожи и бисера».
Музыкальная деятельность:
слушание песен народов Севера;
фольклорный фестиваль.
Художественно - эстетическая деятельность:
- знакомство с танцами и музыкальными инструментами народов Севера,
- Разучивание этюда «Северянки».
Работа с родителями:
беседы и консультации по темам проекта,
участие в конкурсе макетов, в конкурсе поделок «Мастерим из бросового материала»;
привлечение родителей к участию в проведении тематических развлечений.
Заключительный Подведение итогов о проделанной работе (открытое занятие, презентация «Путешествие по северу».
Поставленные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, во время прогулок.
В результате совместной деятельности воспитателей, родителей и детей созданы:
книжка–передвижка «Жизнь на севере»;
альбом детских рисунков «Моя Родина»;
фотоальбом «Животные севера».
На сегодняшний день достигнуты следующие результаты:
дети имеют представление о территории северного края как составляющей территории России;
дети знакомы с животным и растительным миром севера;
называют некоторые народы, проживающие на территории, знакомы с их бытом, культурой, традициями.
Литература
Национальная культура коренных народов Якутии. – Якутск, 2003.
Г. И. Волков «Этнопедагогика». – М. : Издательский центр «Академия», 1999.
Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. «Родной край» - М. : «Просвещение», 1985.
Декоративное рисование в детском саду. Якутское книжное издательство, 1991.
Винокуров У. А. «Сказ о народе Саха». – Якутск: Национальное книжное издательство, 1994.
Фольклор народов Крайнего Севера. Национальная культура народов Республики Саха - Якутск, 1993.
Бондаренко А. К. Детские игры в детском саду. - М. : «Просвещение», 1991.