Папки-передвижки

Исследовательская работа «Краеведческая работа как форма патриотического воспитания»

Инна Кураева
Исследовательская работа «Краеведческая работа как форма патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Становление общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня образования и патриотического воспитания человека. Сегодня главным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

Публикация «Исследовательская работа „Краеведческая работа как форма патриотического воспитания“» размещена в разделах

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Патриотическое воспитание в современных условиях– это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Степень изученности проблемы. К настоящему времени изучен широкий круг вопросов, связанных с проблемами патриотического воспитания подрастающего поколения. Изучение данной проблемы показывает, что исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности.

Отдельные вопросы патриотического воспитания нашли свое отражение в трудах многих российских педагогов, психологов, философов, политических деятелей: Ю. Б. Колесова, О. В. Лебедевой, Д. С. Лихачева, Б. Ф. Павлова.

Значительный вклад в разработку теоретических основ патриотического воспитания внесли Н. Г. Ефимова, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.

Наиболее яркое, идеологизированное понятие патриотизма проявилось в советский период. Появляется, так называемый пролетарский, советский, социалистический, патриотизм. Эту тему рассматривают в соответствующих работах авторы Ю. С. Васютин, А. Д. Лизичев, Т. Л. Садофьева.

В исследованиях по патриотическому воспитанию А. П. Кабаченко, Ю. Е. Окуневой рассматриваются вопросы о целях, задачах и сущности патриотического воспитания.

В настоящее время российское общество становится свидетелем возрождения краеведения.

Содержание понятия край, краеведение, а также краеведческая деятельность раскрыли в своих работах Ю. П. Мелентьева, Н. Е. Поздеева.

При изучении педагогической литературы было выявлено противоречие между:

- современными требованиями общества в формировании патриотической воспитанности школьников и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения во внеучебной деятельности, в частности, с помощью краеведения;

- необходимостью развития патриотического воспитания учащихся и недостаточной разработанностью средств реализации данного процесса, в частности, с помощью краеведения.

Объектом исследования является процесс патриотического воспитания школьников.

Предмет исследования является краеведческая работа как форма патриотического воспитания.

Целью исследования является изучение краеведения как элемента школьного образования, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.

Задачи исследования :

- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

- раскрыть смысл понятия патриотизм и сущностной характеристики патриотического воспитания;

- выявить методы и приемы патриотического воспитания младших школьников;

- выявить методы и приемы патриотического воспитания у среднего и старшего звена.

Методы исследования :

- принцип объективности: при изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- теоретические: сопоставления, обобщения, анализа, моделирования и прогнозирования педагогических явлений и процессов;

- эмпирические: наблюдение, эксперимент, тест, анкетирование, опрос.

Источниковая база. Источниковой базой данного исследования являются :

- постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;

- постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

- постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

- постановление Правительства Ростовской области от 02.03.2015 № 13 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года»

Также источниковой базой курсового исследования послужила монография М. В. Циулина «Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды».

Практическая значимость данного исследования определяется тем, что: проанализирован учебно-методический комплекс по краеведению в общеобразовательной школе; изучен и обобщен педагогический опыт учителей- историков М- Александровской школы; результаты работы могут быть использованы учителями средней школы при организации учебно-воспитательного процесса.

Структура исследования. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает в себя введение, две главы, по два параграфа в каждой, заключение, список используемых источников и литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Содержание и направленность патриотизма определяется, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями. В условиях поиска единой русской идеи, которая могла бы претендовать на роль ведущей нравственно-духовной и социальной ценности, возникает необходимость более глубоко осмысления героического прошлого нашей Родины с учетом многовекового исторического опыта развития нашего Отечества.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из сложных и главных задач современного образовательного учреждения.

Именно подростковый возраст – наиболее подходящее время для формирования патриотических качеств личности школьников за счет активного развития теоретического логического мышления, памяти, воображения, открытия новой области представлений, переживаний.

Из многообразия различных условий в той или иной степени, влияющих на процесс патриотического воспитания старшеклассников, важнейшими являются организационно-педагогические к которым относятся: структурно-организационные, содержательные, кадровые, ресурсные. Учет этих условий является определяющим в качественном изменении процесса патриотического воспитания школьников в современных условиях.

Совершенствование патриотического воспитания школьников в современных социально-экономических условиях требует поисков новых подходов к разработке содержательных и процессуальных аспектов этой работы. Особенно актуальной становится задача формирования личностных гражданско-патриотических качеств школьников, позволяющих не абстрактно, а продуктивно готовить их к защите Отечества, отстаиванию его интересов.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в своем воспитаннике данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, поэтому проблемы воспитания вообще, а патриотического воспитания в частности, важны, в том числе, для педагогического самосовершенствования, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.

Использование как традиционных, так и активных форм и методов воспитания являются велением времени, позволяющим школьнику проявить свою инициативу, научиться оценивать, «думать» и творчески подходить к решению различных проблем и нести за них ответственность.

Естественно, чем больше активность учащихся, тем более значимыми для них становятся события, в подготовке и проведении которых они непосредственно принимали участие. Поэтому необходимо как можно больше учащихся привлекать к организации соответствующих мероприятий.

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт)Исследовательская работа «Год экологии» (фотоотчёт) Тема исследования:"Загрязнение окружающей среды".Цели работы:изучить причины - почему так много мусора на нашей планете Земля?Выяснить.

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки»Исследовательская работа «Знаменитые мои земляки» Содержание Вступление…. Глава I. Роль патриотического воспитании дошкольников…. Глава II. Мои знаменитые земляки….…. § 2.1. Наш ветеран.

Детская исследовательская работа «Замечательный нос»Детская исследовательская работа «Замечательный нос» Здравствуйте! Меня зовут Дарья. Сегодня я расскажу вам о носе. Взрослые постоянно говорят: «Дыши носом. Дыши носом». Вот у меня возник вопрос:.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Краеведческая работа как форма патриотического воспитания»
Опубликовано: 11 мая 2022 в 18:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Краеведческая работа как форма патриотического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Кураева (УИ 1630174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД