наталья голикова
Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы его слепили сами:
Разукрасили углями,
Сделали ему животик,
Улыбающийся ротик,
Нос – морковка,
глазки – льдинки.
На протоптанной тропинке
Из снежинок он возник
Симпатичный… (снеговик)
С. Мельников
ВВЕДЕНИЕ
Наконец-то пришла зима. Можно веселиться, кататься на санках, лыжах, играть в снежки, лепить забавных снеговиков, ведь снеговик – это один из символов Нового года.
Публикация «Исследовательская работа „Наш любимый снеговик“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Снег и лед
- Снег. Конспекты по экспериментальной деятельности
- Снеговик
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Во время экскурсии по селу мы увидели много снеговиков, которых слепили наши односельчане к Новому году. Мы с интересом рассматривали, сравнивали их, фотографировали, и нам стало интересно, кто первый придумал снеговика, и для чего он нужен?
Выяснилось, что лепить снеговика умеют все, а об истории возникновения снеговика никто не знает. Вместе с воспитателем мы придумали тему исследовательской работы «Наш любимый снеговик» и начали над ней работать.
Объектом нашего исследования стали : сам снеговик и материал для лепки снеговика – снег.
Мы выдвинули гипотезу о том,
• что история снеговика уходит далеко в прошлое,
• что снеговик – это поделка из снега, а снег в свою очередь это одно из состояний воды,
• что снеговика можно слепить зимой в любую погоду.
Определили цели своей исследовательской работы :
- выяснить, какую роль в жизни человека играл снеговик с древних времен;
- узнать, как правильно лепить снеговика;
- определить, каким должен быть снег, чтоб можно было слепить снеговика.
Для этого нам пришлось:
1. Провести опрос, цель которого была – выяснить, что знают о снеговике ребята и родители.
2. Поискать материал о снеговике в энциклопедиях, журналах, в сети Интернет.
3. Исследовать снег, провести опыты по изучению свойств снега.
4. Собрать фотоматериалы, рисунки, картинки, открытки с изображением снеговика для «Копилки юного исследователя».
5. Создать сборник стихов и загадок про снеговика для «Копилки юного исследователя».
6. Организовать выставку совместных творческих работ детей и воспитателей «Наш друг снеговик».
Основная часть
Вот, что мы узнали о снеговике в ходе исследовательской работы.
Оказалось, что снеговиков умеют лепить все ребята и их родители, и даже бабушки и дедушки. Ведь снеговик (или снежная баба) – это простая скульптура из снега. Снег, сугробы, хорошее настроение – вот все, что нужно для лепки снеговика. Но откуда же пришла к нам эта традиция? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили сходить в библиотеку и поискать информацию в журналах и энциклопедиях.
Выяснили, что по одной из христианских легенд, снеговики – это ангелы, поскольку снег – дар неба. А значит, снеговик – ни кто иной, как ангел, который может передавать Богу просьбы людей. Для этого маленького снеговичка лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
Снеговиков всегда лепили рядом с домами, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме. В Румынии издавна известен обычай, украшать снеговика «бусами» из головок чеснока. Считалось, что это способствует здоровью домочадцев и оберегает их от проказ темной силы.
Первые снеговики изображались злыми монстрами огромных размеров. Их почитали как духов зимы и просили у них помощи, чтобы отступили сильные морозы, ведь в те давние времена зимы были очень холодными. А метла в руках – символ власти, чтоб разгонять злых духов от дома, возле которого его слепили.
Затем мы вспомнили: как лепить снеговика?
Снеговик состоит из трёх круглых снежных шаров разного размера.
Размещают шары друг на друге от большего к меньшему, хорошо уплотняют, чтобы они не падали и крепко держались. После этого можно приступать к украшению снеговика. В качестве рук можно использовать веточки от дерева и надеть на них варежки или перчатки. А можно вместо рук прилепить небольшие снежные комочки. Обязательно нужно вручить снеговику метлу или лопату, чтобы отгонять злых духов.
Нос можно сделать из морковки, картошки или шишки. Для глаз использовать угольки, пуговицы, камешки. Рот сделать из красных пластиковых пробок. Головным убором может стать ведро, шапка, корона, платок (для снежной бабы). Можно сделать волосы из сухих веточек, пакли, елочного дождя. Используя ненужные вещи, можно придумать детали одежды.
Зная все это, мы решили выйти на прогулку и слепить снеговика.
Но у нас ничего не получилось, снег рассыпался в руках и не скатывался в комочки.
Мы очень удивились:
1. Почему не всегда зимой можно слепить снеговика?
2. Что влияет на липкость снега?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели эксперименты со снегом.
Наши эксперименты
Что нужно для того, чтобы снег стал липким?
Стали лепить снежок во время прогулки несколько дней подряд: 15, 16 декабря. Температура воздуха в эти дни была почти одинаковая: от -12С до -14С. Снежок ни разу не слепился. Значит, время суток не влияет на липкость снега.
Уже зная о том, что снег не лепится ни при низкой температуре, мы стали ждать теплой погоды. Не дождавшись тепла, мы решили наш эксперимент провести в группе. Занесли снег в тазу. Попробовали слепить сразу. Ком не слепился, снег оставался рассыпчатым.
Попробовали через 4 минуты, снова ничего не получилось.
Попробовали через 7 мин. Снег стал липким, и можно было скатать снежок. Мы слепили красивых маленьких снеговиков,сделали им носики из кусочков морковки, одели ведра из яиц от киндер - сюрпризов, вырезали шарфики из ткани. Этими снеговиками украсили окно в раздевалке снаружи, а двух оставили в группе.
Через некоторое время снеговики, стоящие в группе, растаяли и превратились в воду. А снеговики, стоящие на улице, затвердели и простояли много дней.
Вывод: При проведении этого эксперимента мы выяснили, что температура воздуха влияет на состояние снега. Мы уже знаем, что снег состоит из снежинок. Под действием теплого воздуха снежинки начинают подтаивать и становятся влажными. Таким образом, они скрепляются между собой. Используя это свойство снега можно слепить снеговика. Теперь мы знаем, что только при теплых погодных условиях (температуре от 0 и выше) можно поиграть в снежки и вылепить снежную фигуру.
С нетерпением мы стали ждать оттепели, чтобы слепить снеговиков на участке детского сада.
Еще мы узнали, что у снеговика есть свой праздник. В России день снеговика празднуется 28 февраля. В этот день лепят снеговиков всей семьей, с друзьями или в одиночку и загадывают ему желание, веря, что когда «Снежный ангел испарится, желание будет перенесено с земли на небо и исполнено.
Перед Новым годом мы решили организовать творческую мастерскую «Наш друг Снеговик» по изготовлению снеговиков. Мы рисовали, выполняли аппликацию, лепили снеговиков, а дома с родителями мотали их из ниток, делали из пластиковых стаканчиков и из других материалов.
Преимущество таких снеговиков в том, что они не растают, как их снежные родственники, а будут долго стоять и радовать глаз.
Но нам очень хотелось слепить настоящего большого снеговика из снега. И вот, наконец, в конце февраля мы дождались оттепели и провели праздник Снеговика. В это день мы на участке детского сада вылепили несколько веселых снеговиков. Все ребята увлеченно работали, но не забыли и поиграть. В этот день были проведены конкурсы: кто быстрее скатает ком, у кого ком больше, кто самый ловкий, и др. Все были счастливы и довольны, загадывали заветные желания и мечтали об их исполнении.
Заключение:
В ходе наших исследований мы узнали много интересного о снеговиках
1. Подтвердилась гипотеза о том, что снеговиков лепят с незапамятных времен. В наше время лепка снеговиков стала развлечением.
2. Снеговик – это поделка из снега, которую можно вылепить зимой только в теплую погоду (при оттепели).
3. Создали «Копилку юного исследователя», в которую вошли стихи, загадки, открытки, интересные факты о снеговиках.
4. Организовали творческую мастерскую «Наш друг Снеговик».
Желаем и вам слепить своего Снеговика!
Список литературы:
Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников» Мозаика-Синтез 2016.
В. Н. Журавлева «Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград «Учитель» 2016.
Журналы «1000 советов» 2016.
Интернет-ресурсы.
Литература для детей:
Энциклопедия «Я познаю мир»
Воронкова Л. «Снеговик»
Андерсен Г. Х. «Снеговик»
Подборка стихов и загадок из детских журналов