Анна Банникова
Консультация «Исследование уровня сформированности наглядно-действенного мышления у детей 4–5 лет с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
При отборе диагностических методик на развитие наглядно – образного мышления учитывались имеющиеся в детской психологии данные о том, что в традиционных условиях воспитания и обучения нормально развивающимся детям 4 – 5 лет доступно самостоятельное решение мыслительных задач без непосредственной опоры на предмет мысли, оперирование при этом относительно дифференцированными общими представлениями и простейшими (житейскими) понятиями. Выполняя задания, дети могут показать, несколько свободно они владеют элементарными мыслительными операциями анализа и синтеза и используют их различных ситуациях на материале знаний, которые при полноценном развитии они ранее приобрели в семье или детском саду.
Публикация «Консультация „Исследование уровня сформированности наглядно-действенного мышления у детей 4–5 лет с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Исследовательская деятельность
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Задания для детей и методика проведения экспериментальных занятий направлены на то, чтобы выявить сформирована ли у детей некоторая система общих представлений и простейших житейских понятий, предполагающая владение иерархией рода и вида на элементарной наглядной основе, выполняют ли они мыслительные операции с опорной практические действия осуществляют ли контроль действий и операций в процессе решения задач, получают ли удовлетворение от умственной деятельности, стремятся ли к ней.
Допускалось, что экспериментальные задания для детей 4 – 5 лет с ЗПР могут оказаться трудными (в отдельных случаях сверх трудными, что они могут потребовать от них значительной самостоятельности мысли, опоры на продуктивное мышление (в случае решения ребенок устанавливает новые для себя знания). Вместе с тем предполагалось, что только в этих условиях, дети проявят индивидуальные своеобразия и потенциальные возможности мыслительной деятельности. Одновременно полагалось, что учет и изучение индивидуальных, особенностей интеллектуального и неинтеллектуальных компонентов в структуре мыслительной деятельности этих детей могут оказать существенную помощь при выборе в дальнейшем путей и средств коррекционной работы с ними.
Методика проведения занятий не предусматривается «пошаговую помощь» ребенку в приобретении новых знаний в момент эксперимента. Она предназначается для первичной ориентировки в уровнях сформированности его наглядно – действенного мышления, а также для контроля за формированием этого вида мыслительной деятельности у детей с ЗПР в специально организованных педагогических условиях. Анализ исследований по проблеме формирование наглядно – действенного мышления у дошкольников с ЗПР показал, что простейшие задания наглядно – действенного характера дошкольники данной группы выполняют вполне успешно.
В исследовании И. А. Коробейникова (1982г.) в качестве таких заданий использовались доски Сегена. Статистически достоверных различий между этими детьми и нормально развивающимися не было установлено. Не было таких различий между этими детьми и умственно отсталыми дошкольниками.
В исследованиях психологической лаборатории ИКП РАО в качестве наиболее простого задания применялось построение «домиков» из одноцветных и разного цвета кубиков. Образец давался в виде соответствующего плоскостного изображения. Дети хорошо ориентировались в образцах и успешно выполняли задания. Единичные ошибки, которые, как правило, были вызваны отвлечением внимания, дети исправляли, если обследующий указывал на них.
Несколько более сложной группой задания было складывание кругов, разрезанных на разное число частей. Хотя значимые различия между средними показателями дошкольников с ЗПР и нормально развивающихся сверстников практически отсутствовали, среди детей с ЗПР было только больше, нуждавшихся в помощи в виде расчлененного образца, на котором были представлены все линии разделяющие круг или предпринимавших до 5 проб при складывании наиболее сложных вариантов разрезанного круга.
Третье серией заданий для оценки наглядно – действенного мышления была методика «треугольники», задания этой методики значительно сложнее: во-первых, все складываемые фигуры разные, во-вторых, часть из них детям незнакома в то время, как круг – хорошо знакомая детям фигура, что облегчает выполнение задания.
Средний показатель для группы детей с ЗПР составил 4,9 балла (из 7 возможных); для нормально развивающихся дошкольников - 5, 5: для умственно отсталых – 2,5.
1. «Покатай куклу» автор: Стребелева Е. А
Цель: выявить уровень сформированности наглядно – действенного мышления, выявить умение действовать по подражанию и использовать вспомогательные предметы (тесьму)
Оборудование: тележка с кольцом, кукла, тесьма.
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку тележку и сажает в нее куклу. Везет тележку и говорит «Покатаем куклу». Потом предлагает покатать куклу ребенку обращая внимание на то будет ли ребенок использовать тесемку для удобства перемещения тележки.
Обучение: в случае затруднения взрослый использует совместные действия, обучая его использованию тесемки.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, целенаправленность действий, умение использовать вспомогательные средства для достижения цели.
2. «Достать тележку» (скользящая тесемка) автор: Стребелева Е. А
Цель: выявление уровня развития наглядно – действенного мышления, умение использовать вспомогательное средство.
Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка (скользящая) рядом со скользящей тесемкой – ложная.
Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разъединены между собой на 50 см. ребенок просит достать тележку, если он тянется только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, что ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянуть тележку.
Обучение проводится на уровне проб самого ребенка.
Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения задания. Если же он тянет за один конец тесемку, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения.
Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и убрав экран предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания. Фиксируется тоже отношение к результату, сам результат.
3. «Достать ключик» (для детей 4 – ого года жизни).
автор: Стребелева Е. А
Цель: выявление уровня наглядно – действенного мышления.
Оборудование: заводная игрушка, ключик.
Проведение обследования: ребенку дать заводную игрушку, а ключик от нее висит так высоко, что ребенок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоит недалеко от него). Обучение не проводится.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения (сразу ли догадается взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания, отношение к результату.
4. «Достать ключик» (для детей 5 – ого года жизни).
автор: Стребелева Е. А
Цель: выявление уровня наглядно – действенного мышления.
Обучение: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик в руках у него машинка он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула – большой и маленький.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: «Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик».
Оценка действий ребенка: принятие и понимания задания решение задач в наглядно – действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.