Маргарита Молоко
Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл упражнений– тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей преддошкольного возраста.
Один и много
Упражнение - тест
Обратитесь к ребенку со словами: "Ты знаешь, что можно говорить об одном предмете, а можно - сразу о многих. Давай поиграем так: я называю один предмет, а ты - много. Например: карандаш - карандаши, мышь - мыши. А теперь продолжим!". Родители называют первое слово, а ребенок - второе (во множественном числе).
Публикация «Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей» размещена в разделах
Книга - книги, собака - собаки, дерево - деревья, ухо -уши, флаг - флаги, морковь - моркови, матрас - матрасы, стул - стулья, телефон - телефоны, лебедь - лебеди, свеча - свечи, ножницы - ножницы, окно - окна, пальто - пальто.
Если ребенок не допустил ошибок - поздравляем Вас, Ваши воспитательные усилия не пропали даром; если он сделал 1-2 ошибки - надо заниматься дальше; если больше 3 ошибок - ежедневное чтение в течение получаса должно стать для Вас приятной обязанностью!
Внятная речь
Упражнение - тест
Предложите ребенку повторить слова: велосипед, трансформатор, холодильник, стеклярус, колокольчик, applе (англ., яблоко, fir-tree (англ., елка). Обратите внимание на ошибки, которые допускает Ваш ребенок при повторении:
1. Пропуск слогов или звуков.
2. Перестановка звуков и слогов (типа "коричвеный" вместо "коричневый").
3. Изменение ударения в слове.
Прекрасно, если ребенок не делает никаких ошибок! Если же это не так, что случается довольно часто, поупражняйтесь с ним в повторении трудных слов с учетом наиболее частых ошибок. Если имеются ошибки всех типов, необходимо посоветоваться с логопедом.
Скороговорки
Упражнение-тест
Это задание может использоваться и для проверки артикуляционных навыков (способности произносить) у ребенка, и для их упражнения. Произнесите спокойно и отчетливо следующие предложения и попросите ребенка их повторить. Если он не делает ошибок, можно постараться повторить их быстрее.
За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.
На дворе - трава,
На траве - дрова.
Не руби дрова
На траве двора!
Сшит колпак,
Да не по-колпаковски,
Надо его переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.
- Расскажите про покупки!
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. Я вижу шкаф Упражнение-тест
Предложите ребенку "поиграть" со словами. Вы называете слово в именительном падеже ("просто как оно называется", а ребенок должен поставить его в правильной форме.
В углу стоит шкаф.
У шкафа оторвалась ручка.
Я подхожу к шкафу.
Я вижу шкаф.
Я вижу пыль на шкафу.
Санки хранятся за шкафом.
Для того, чтобы хранить вещи, столяры делают шкафы.
При оценке результатов обратите внимание на согласование по смыслу предлога и падежа, в котором ребенок употребляет существительное "шкаф". Если ошибок больше 2, необходимо делать упражнения по развитию речи и общей культуры ребенка: пересказы, ответ на вопросы и др.
Следующие задания предлагаются детям, умеющим читать.
Живая шляпа
Упражнение-тест
Попросите ребенка прочитать вслух текст. По рассказу Н. Н. Носова.
Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет - и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа - бух! - и накрыла его сверху.
Если ребенок прочитал текст, попросите пересказать его прочитанное, обязательно задавая вопросы на понимание: кто сидел на полу, чем он был занят, почему упала шляпа, зачем котенок прыгал. Хороший показатель - если ребенок понял прочитанное. Если же навыки чтения сформированы не полностью, он может читать механически, не улавливая смысла происходящего. В этом случае рекомендуется читать по крайней мере 20 минут в день вслух.
Если ребенок читает достаточно хорошо, Вы можете усложнить задание. Попросите ребенка читать текст про себя. Затем повторите его сами, делая паузу перед выделенными словами, а ребенок пусть их вставляет. Если он понял текст, это задание не вызовет сложностей. В другом случае рекомендации остаются прежними - читать, читать, читать! Развитие фонематического слуха в период подготовки детей к обучению в школе.
Что же такое фонематический слух? В отличие от звуковысотного (музыкального, направленного на различение звуков разной высоты, фонематических слух "обслуживает" различение фонем - частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке не так -фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова - суффиксов, префиксов и т. д.
Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей - они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.
В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо "дом" - "том", звук "р" - на "л" и обратно, (вместо "три" - "тли", звук "м" на "н" и обратно, шипящие свистящими (вместо "здорово" - "ждорово") и др. В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. В любом случае - не бойтесь и постарайтесь не упустить время научить ребенка основам грамотности.