Приложение МААМ

Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей

Маргарита Молоко
Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей
▼ Скачать + Заказать документы

Цикл упражнений– тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей преддошкольного возраста.

Один и много

Упражнение - тест

Обратитесь к ребенку со словами: "Ты знаешь, что можно говорить об одном предмете, а можно - сразу о многих. Давай поиграем так: я называю один предмет, а ты - много. Например: карандаш - карандаши, мышь - мыши. А теперь продолжим!". Родители называют первое слово, а ребенок - второе (во множественном числе).

Публикация «Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей» размещена в разделах

Книга - книги, собака - собаки, дерево - деревья, ухо -уши, флаг - флаги, морковь - моркови, матрас - матрасы, стул - стулья, телефон - телефоны, лебедь - лебеди, свеча - свечи, ножницы - ножницы, окно - окна, пальто - пальто.

Если ребенок не допустил ошибок - поздравляем Вас, Ваши воспитательные усилия не пропали даром; если он сделал 1-2 ошибки - надо заниматься дальше; если больше 3 ошибок - ежедневное чтение в течение получаса должно стать для Вас приятной обязанностью!

Внятная речь

Упражнение - тест

Предложите ребенку повторить слова: велосипед, трансформатор, холодильник, стеклярус, колокольчик, applе (англ., яблоко, fir-tree (англ., елка). Обратите внимание на ошибки, которые допускает Ваш ребенок при повторении:

1. Пропуск слогов или звуков.

2. Перестановка звуков и слогов (типа "коричвеный" вместо "коричневый").

3. Изменение ударения в слове.

Прекрасно, если ребенок не делает никаких ошибок! Если же это не так, что случается довольно часто, поупражняйтесь с ним в повторении трудных слов с учетом наиболее частых ошибок. Если имеются ошибки всех типов, необходимо посоветоваться с логопедом.

Скороговорки

Упражнение-тест

Это задание может использоваться и для проверки артикуляционных навыков (способности произносить) у ребенка, и для их упражнения. Произнесите спокойно и отчетливо следующие предложения и попросите ребенка их повторить. Если он не делает ошибок, можно постараться повторить их быстрее.

За гиппопотамом по пятам

Топает гиппопотам.

На дворе - трава,

На траве - дрова.

Не руби дрова

На траве двора!

Сшит колпак,

Да не по-колпаковски,

Надо его переколпаковать,

Перевыколпаковать.

Ишак в кишлак дрова возил,

Ишак дрова в траву свалил.

- Расскажите про покупки!

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. Я вижу шкаф Упражнение-тест

Предложите ребенку "поиграть" со словами. Вы называете слово в именительном падеже ("просто как оно называется", а ребенок должен поставить его в правильной форме.

В углу стоит шкаф.

У шкафа оторвалась ручка.

Я подхожу к шкафу.

Я вижу шкаф.

Я вижу пыль на шкафу.

Санки хранятся за шкафом.

Для того, чтобы хранить вещи, столяры делают шкафы.

При оценке результатов обратите внимание на согласование по смыслу предлога и падежа, в котором ребенок употребляет существительное "шкаф". Если ошибок больше 2, необходимо делать упражнения по развитию речи и общей культуры ребенка: пересказы, ответ на вопросы и др.

Следующие задания предлагаются детям, умеющим читать.

Живая шляпа

Упражнение-тест

Попросите ребенка прочитать вслух текст. По рассказу Н. Н. Носова.

Котенок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет - и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа - бух! - и накрыла его сверху.

Если ребенок прочитал текст, попросите пересказать его прочитанное, обязательно задавая вопросы на понимание: кто сидел на полу, чем он был занят, почему упала шляпа, зачем котенок прыгал. Хороший показатель - если ребенок понял прочитанное. Если же навыки чтения сформированы не полностью, он может читать механически, не улавливая смысла происходящего. В этом случае рекомендуется читать по крайней мере 20 минут в день вслух.

Если ребенок читает достаточно хорошо, Вы можете усложнить задание. Попросите ребенка читать текст про себя. Затем повторите его сами, делая паузу перед выделенными словами, а ребенок пусть их вставляет. Если он понял текст, это задание не вызовет сложностей. В другом случае рекомендации остаются прежними - читать, читать, читать! Развитие фонематического слуха в период подготовки детей к обучению в школе.

Что же такое фонематический слух? В отличие от звуковысотного (музыкального, направленного на различение звуков разной высоты, фонематических слух "обслуживает" различение фонем - частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением. В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке не так -фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука. Тем не менее нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова - суффиксов, префиксов и т. д.

Попробуем представить себе, как мы, взрослые, изучаем иностранный язык - сложнее всего именно понимание непривычных звуков в произношении разных людей. Так же и у детей - они не всегда могут понять, что постоянно в словах, а что привносится особенностями произношения каждого человека. Поэтому очень важно научить ребенка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах.

В дошкольном возрасте ребенок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научиться узнавать звуки как в начале, так и в конце и, что труднее всего, в середине слова. Некоторые сложности возникают лишь у детей с логопедическими недостатками, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо "дом" - "том", звук "р" - на "л" и обратно, (вместо "три" - "тли", звук "м" на "н" и обратно, шипящие свистящими (вместо "здорово" - "ждорово") и др. В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. В любом случае - не бойтесь и постарайтесь не упустить время научить ребенка основам грамотности.

Публикации по теме:

Игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха у детей 3–5 лет с нарушениями речи 1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3-5 разнозвучащих игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, пищащие и заводные игрушки).

Формирование фонематического слуха Фонематический слух - это, тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем,.

Картотека игр и упражнений для развития фонематического восприятия у детей второго года жизни Картотека игр и упражнений на развитие фонематического восприятия у детей второго года жизни. Речевые упражнения с природным материалом.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха, обучение звуковому анализу». Одно из обязательных условий грамотного письма - это развитие фонематического слуха. Умение различать звуки речи, правильно обозначать их.

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха и восприятия» 1 слайдКонсультация для родителей (с презентацией) «Воспитание фонематического слуха и восприятия». 2слайд Цель:Показать родителямзначимость.

Мастер-класс учителя-логопеда «Развитие фонематического слуха-как основа для формирования навыков чтения и письма у детей»Мастер-класс учителя-логопеда «Развитие фонематического слуха-как основа для формирования навыков чтения и письма у детей» МБДОУ № 38 «Золотой петушок» 25.12.2014г. в подготовительной группе для детей с ТНР учитель-логопед Крутикова Светлана Петровна и воспитатель.

Развитие фонематического слуха путем использования игровых приемов Существует немало литературы, работ различных педагогов, статей по по теме фонетико-фонематическое недоразвитие речи и его коррекции, но.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Что же такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи? Всем известно, что дети обучаются речи «со слуха». Но не.

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Рекомендации на летний период по развитию фонематического слуха для родителей детей с ФФН Рекомендации на летний период для родителей детей с ФФН. Развитие фонематического слуха на подготовительном этапе. У детей с фонетико-фонематическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей
Опубликовано: 30 августа 2015 в 21:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Цикл упражнений–тестов для родителей по определению степени сформированности фонематического слуха у детей» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Молоко (УИ 180568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД