Виктория Давидюк
Методики для определения уровней сформированности пространственного мышления у дошкольников (начало)
▼ Скачать + Заказать документы
Методика 1. «Найди похожий».
Цель: выявить уровень сформированности умения точно определять форму объекта, распознавать объект среди объектов окружающей обстановки и их изображений, сопоставлять геометрические формы с реальными объектами действительности.
Оборудование: набор объёмных геометрических фигур и их изображений, а также предметов соответствующей формы, простой карандаш.
Инструкция испытуемому.
Публикация «Методики для определения уровней сформированности пространственного мышления у дошкольников (начало)» размещена в разделах
А) Рассмотри внимательно геометрическую фигуру. Как она называется? Выбери из предметов, лежащих в коробке, похожие по форме на нашу геометрическую фигуру и поставь их рядом с нею. Лишние предметы поставь на другой край стола.
Б) А теперь рассмотри картинки с изображениями геометрических фигур и обведи карандашом все цилиндры.
Описание.
А) Перед ребенком выставляется геометрическая фигура цилиндр и коробка, в которой лежат кружка, скалка, книга, конфета, мяч, стакан.
Он вытаскивает из коробки по одному предмету, соотносит их по форме с цилиндром, похожие по форме ставит рядом с цилиндром, а непохожие отставляет в сторону.
Б) Потом рассматривает картинку с изображениями различных геометрических фигур, выбирает из них цилиндры и обводит их карандашом.
Оценка результатов.
А) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
Б) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
Всего за верное выполнение всех заданий максимально 6 баллов.
Методика 2. «Архитектор».
Цель: выявить уровень сформированности умения создавать в воображении новые объекты представления воображения и воспроизводить их словесно.
Оборудование: геометрический конструктор.
Инструкция испытуемому.
Представь и назови, что можно составить из этого геометрического конструктора, при условии, что фигуры (детали) построек могут повторяться.
Описание.
Ребёнку предлагается рассмотреть детали геометрического конструктора, сравнить их по форме, представить и назвать, что можно сделать из этих деталей.
Оценка результатов.
По 1 баллу за каждый предложенный вариант выполнения задания. Максимально 3 балла.
Методика 3. «Строитель».
Цель: выявить уровень развития умения воспроизводить представления воображения графически и в виде модели.
Оборудование: геометрический конструктор, бумага, карандаш.
Инструкция испытуемому.
Нарисуй на бумаге всё, что ты придумал и составь из конструктора.
Описание.
Данное задание является продолжением предыдущего. Ребенку предлагается нарисовать конструкции, которые он придумал и собрать их из предложенных фигур.
Оценка результатов.
По 1 баллу за каждый правильно выполненный рисунок и по 1 баллу за каждую правильно собранную конструкцию. Максимально за задание 6 баллов.
Методика 4.
Цель: выявить уровень развития умения устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности.
Оборудование: тематические подборки фотографий архитектурных сооружений, картинка с изображением куба, изменившего положение.
Инструкция испытуемому.
А) Рассмотри внимательно фотографии, подумай и скажи, какие геометрические формы в них встречаются.
Б) Представь и назови, из каких геометрических фигур можно сделать снеговика.
В) Рассмотри внимательно картинку и скажи, что произошло с кубиком.
Описание.
А) Ребёнку предлагается серия фотографий с изображениями различных архитектурных сооружений. Ему необходимо назвать, какие геометрические формы в них встречаются.
Б) Ребёнку предлагается представить и назвать, какие геометрические фигуры могут быть использованы для изготовления снеговика.
В) Ребёнку предъявляется картинка, рассмотрев которую он должен сказать, что на ней изменилось:
Оценка результатов.
А) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 6 баллов.
Б) По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально 3 балла.
В) 1 балл за верный ответ.
Всего за верное выполнение всех заданий максимально 10 баллов.