Марьясова Екатерина Вадимовна
Методика «Многоуровневое исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматриваемая методика разработана на основе диагностической методики изучения коммуникативной деятельности детей раннего возраста с ЗРР, включающая в себя стандартизированное наблюдение за детьми и их родителями в пяти различных ситуациях, каждая из которых требовала от них решения особого рода речевых и коммуникативных задач.
Только в различных ситуациях можно сравнительно полно и точно зафиксировать характерные особенности коммуникативной деятельности и речевого поведения каждого ребенка и каждого родителя. Именно поэтому содержание эксперимента не изменилось (пять основных коммуникативных ситуаций, в условиях которых и приходилось действовать детям и родителям).
Публикация «Методика „Многоуровневое исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
Анализ результатов исследования по методике «Многоуровневое исследование коммуникативной деятельности детей с ЗРР»
***
По данной методике было обследовано 30 детей раннего возраста, 15 детей воспитанников массового детского сада и соответственно 15 с ЗРР ребёнка, из посещающих ДОУ комбинированного вида.
Данная модифицированная методика дала возможность оценить уровень особенностей развития ситуативно-деловой формы общения, а именно основной объект внимания ребёнка в первые минуты, характер активности по отношению к объекту внимания, поведение по инструкции
взрослого, инициативность в общении со взрослым, эмоциональность сопровождения обращения к взрослому, характер речевых проявлений.
В результате обследования, всех детей по уровню развития ситуативно-делового общения (его характеризующих) можно было разделить на 2 группы:
Первая группа, в неё вошли дети которые легко вступали в контакт со взрослым, активны по отношению к объекту (ориентировались на оба объекта, инструкции взрослого выполняли до конца и без помощи, инициативны в обращении со взрослым, характер обращений преимущественно деловые, в основном использование речевых средств общения, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие со взрослым. Выявление разнообразия реакций его ответного поведения, наличия инициативных действий, направленных на привлечение взрослых и организацию совместной с ними деятельности внимания.
1) Оценка общей картины ситуативно-делового взаимодействия ребёнка со взрослым – средний балл 9, т. е. в основном деловые контакты, преимущественное использование речевых средств общения.
Вторую группу – составили дети, которые вообще отказывались или уклонялись от выполнения действий по инструкции, либо выполняли не до конца. Не могли ориентироваться на оба выделяемых объекта и переключаться с одного на другой. Это дети, которые составляют основную группу исследуемых детей.
Анализ полученных данных показал следующие результаты:
1) Выявление разнообразия реакций его ответного поведения, наличия инициативных действий, направленных на привлечение взрослых и организацию совместной с ними деятельности внимания - продолжительное налаживание контакта ребёнка со взрослым, отсутствие обратной связи при взаимоотношении, незначительная инициативность действий.
2) Изучение специфики коммуникативной деятельности ребенка :
уровень субъективной активности, уровень развития коммуникативных навыков (ожидали помощи или отказывались от неё, уровень развития речевой активности (преимущественное использование не речевых средств общения) - средний уровень.
3) Общая картина коммуникативного взаимодействия ребёнка со взрослым – средний уровень, в основном деловые и голосовые контакты, однако инициативу к такому взаимодействию проявлял взрослый.
Многоуровневый анализ полученных данных позволил сделать заключение, что общение детей с ЗРР в процессе совместной деятельности со взрослым несколько отличается от общения нормально развивающихся сверстников. Но необходимо заметить, что в отдельных случаях дети с ЗРР оценивались высоким уровнем сформированности ситуативно-личностного развития. Некоторые нормально развивающиеся дети, напротив показывали средний уровень, приближенный даже к низкому.
Особую актуальность эта проблема приобретает в развитии проблемного ребёнка. Речевое недоразвитие является препятствием для общения со сверстниками, для развития правильных взаимоотношений с окружающими. Это создаёт неблагоприятные условия для развития ребёнка, «усиливает, питает дефект»(Л. Выготский). Что ещё раз подчеркивает важность и актуальность вопроса о изучении развития и формирования общения у детей с ЗРР.
Проведённый анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что у детей с нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации.
Таким образом, изучив ситуативно-деловое общение у детей с ЗРР в раннем возрасте, мы достигли цели исследования – теоретически обосновать и диагностически выявить особенности развития ситуативно-делового общения и у речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. А также решены поставленные задачи:
1. Выявить особенности психического развития у детей раннего возраста с ЗРР
2. Изучить теоретический аспект онтогенеза и речевого развития
3. Диагностически изучить особенности общения и речи
4. Определить, как задержка речи отражается на особенностях общения.
В результате, проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотизу о том, что задержка в речевом развитии у детей раннего возраста обуславливает особенности общения, уровень ЗРР обуславливает специфику ситуативно-делового общения, длительное сохранение ситуативно-делового вида общения негативно сказывается на развитие психики в целом.
Список использованной литературы
1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. - М. ,1991.
2. Белинская Е. П, Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности., М. ,2001.
3. Белякова Л. И., Гаркуша К. Ф., Устава О. Н., Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М. ,1991.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. - М. ,1995.
5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб. ,2004.
6. Выготский Л. С. Собр. соч. , : в 6 т. - М., 1982.
7. Грибова О. Е. Что делать если ребёнок не говорит. – М., 2004.
8. Дадидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребёнок не говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. – М., 2003.
9. Детская практическая психология /Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М., 2004.
10. Дмитриева Е. Е. Проблемные дети. Развитие через общение. – М. ,2005.
11. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. – Екаткринбург., 2000.
12. Жулина Е. В. Коррекция задержки речевого развития в период кризиса трёх лет средствами малых фольклорных форм / дис. … канд. Психол. н. - Н. Новгород, 2000.
13. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников, 1974.
14. Игнатьева С. И., Блинков Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии – М. ,-2004.
15. Калягин В. А., Овчинников Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб., 2004.
16. Ковшиков В. А., Элькин Ю. А. О состоянии мышления и его соотношении с речью у детей с экспрессивной алалией. - Л., 1979.
17. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М., 2003.
18. Корницкая С. В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста со взрослым // Вопросы психологии., 1973. - №4.
19. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях детского сада с нарушением речи /Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. ,2002.